Личный предмет роскоши
Кольцо — личный предмет, название которого происходит от старославянского корня «коло-колесо». Обруч из металла, дерева, камня, кости, стекла надевается чаще всего на палец и распространен у большинства народов мира.
Точная дата происхождения кольца неизвестна, но изображения на артефактах говорят о том, что традиция ношения кольца на пальце имеет очень древнюю историю. Каким было кольцо у разных народов 200-500 лет назад? Как выглядят кольца Сильных Мира Сего? Почему такой маленький предмет всегда относился к предметам роскоши?
Мистические свойства
Традиционно кольцу приписываются всевозможные мистические свойства, о которых написано множество текстов, в том числе и литературных произведений. Мистика кольца в первую очередь связывается с минералом, который закреплен. Можно найти множество справочников, подробно описывающих мистические свойства вставки. Большинство гениев и исторических личностей обращали внимание на подобную информацию.
А.С. Пушкин носил два кольца: одно с изумрудом, другое с сердоликом, на большом пальце, как знак своей избранности. Кольцу посвящено его стихотворение «Храни меня, мой талисман...» Сюжет с исцеляющей магией кольца используется А.С. Пушкиным в поэме «Руслан и Людмила», в драме «Жених».
Денежный эквивалент
За 10 веков до нашей эры кольцо использовалось как универсальная мера для расчетов. Деньги имели вид золотых (серебряных, медных, железных) колец, вес которых обозначался наложением штемпеля. Роль удобного кошелька прекрасно выполняли пальцы рук.
Денежная роль кольца сохраняется и сегодня, так как процедуру государственного клеймения (наложение штемпеля) никто не отменил. В Российском государстве она существует официально с указа Петра I от 13 февраля 1700 г.
Рисунок 1: Китайская монета до сих пор имеет вид кольца для ношения на шнурке.
Рисунок 2: Двойное кольцо, Рим, 1-й &mdash 3-й век до н.э.
Кольца как цитатники
Кольца с цитатами из священных книг более всего встречаются в христианстве, иудаизме и исламе. Среди мусульман цитаты из Корана чаще всего гравируются определенным шрифтом на сердолике, нефрите или лазурите. Самыми популярными являются кольца с сердоликом, так как такое кольцо носил Пророк Мухамед.
Тексты из священных книг могли быть нанесены на каменую вставку кольца, на его площадку или на внутреннюю поверхность шина.
Рисунок 1: Шесть средневековых исламских кольца, Персия 8-12 в.н.э. Надписи включают в себя имена четырнадцати святых, молитву, имена Джафар ибн Мухаммад, Йаздад ибн Фарух.
Рисунок 2: Кольцо Период Тимуридов (1370-1507), Иран.
Рисунок 3: Христианское кольцо с молитвой Господней, Англия, 1676г. Золотое кольцо содержит миниатюрную версию молитвы «Отче наш», написанную от руки на крошечном диске из бумаги меньше сантиметра в диаметре, под ограненным кусочком горного хрусталя.
Рисунок 4: На золотом кольце надпись на иврите Синто (ворота тории).
Кольца профессионалов
Кольца также носили в силу профессиональной или бытовой необходимости. До сих пор можно видеть напёрстки в виде кольца, которыми пользуются, к примеру, сапожники.
Лучники в свое время носили по три кольца — на указательном, среднем и безымянном пальцах, с тем, чтобы предохранить себя от порезов тетивой. В кулачных боях часто пользовались своеобразными кастетами в виде колец с массивными вставками камня или металла.
Рисунок 1: Zihgir’ (кольцо лучника) Османская империя 16 век. Нефрит, золото, рубины, изумруд.
Рисунок 2: Кольцо лучника. Средневековье, Медь-сплав,12 −15 век.
Рисунок 3: Золотое кольцо, Италия (Венеция), 14 век.
Рисунок 4: 16 век. Редкое золотое кольцо в виде солнечных часов и компаса, возможно, немецкое. Навесная овальная крышка предназначена для печати и гравировки с изображением герба.
Кольцо как подпись или печать
Существовал обычай носить на пальце печать, равносильную именной подписи и в то же время служившую украшением. Обычно такие печати носили на указательном пальце правой руки. Такие печатные кольца с вырезанными надписями или изображениями были распространены еще в Древнем Египте. Оттиск такого кольца служил подписью владельца. Печатные кольца были затем у эгейцев, греков и этрусков.
Траурные кольца
В XVIII веке в Европе и России распространенным явлением была традиция вручать кольца всем, кто собрался на похороны. В память о умершем человеке было принято носить так называемые траурные кольца. Кольца имели тайники, где хранили волосы или портрет близкого человека. Существовали кольца, полностью изготовленные из волос.
Чаще всего кольца покрывались черной эмалью, имели изображения черепов или урн с прахом. На кольце гравировалось имя или памятный девиз. Считается, что моду на памятные кольца ввела английская королева Виктория, которая заказала кольцо с портретом мужа и до конца дней не снимала траура.
Тайники
Истории известно немало конструкций колец-тайников. Верхушка или крышка таких перстней была особой — она откидывалась, открывая под собой полость. Были кольца с поворотной верхушкой, открывавшей тайник, кольца с выдвижными иглами, отравленными ядом. В других случаях — сдвигался камень кольца. В третьих — под оправу кольца монтировалась скользящая панель для тайника.
Символ власти
У католических епископов перстень — знак их власти. Кольцо называют «перстни Рыбака», они подтверждают статус Папы как наместника Святого Петра на земле. Перстни Пап делались из разных материалов: свинца, бронзы, позже из золота, где был нанесен папский герб — скрещенные ключи или тройная корона. Каждый такой перстень был уникален. Своим оттиском он удостоверял подлинность документов папской курии и уничтожался после избрания нового Папы.
Рисунок 1: Печатка папы Павла II (1464-1471) на глубокой площадке сердолика гравировка с профилями святых Петра и Павла.
Рисунок 2: Коронационный перстень Хоремхеб последнего фараона 18-й династии Египта.
Рисунок 3: Печатка камень короля Алариха II (484-587). Одно из старейших германских королевских колец. Надпись по ободку павильона сапфира: «ALARICVS GOTHORVM» — Аларих, царь готов.
Рисунок 4: Перстень с печатью Луи IX Короля Франции (1215-1270).
Удостоверение или пропуск
В средние века кольца выполняли роль своеобразного пропуска или удостоверения личности. Кольца-печатки служили пропуском на тайные собрания монашеских орденов, таких, как орден тамплиеров, иезуитов, масонов, чьи секреты не раскрыты до сих пор.
Обрядное брачное кольцо — символ владения
Гладкие без украшений обручальные кольца применяются многими народами при бракосочетании. В I веке н. э. по гражданским законам Римской империи для вступления в брак достаточно было устного или письменного соглашения двух сторон — жениха и родителей невесты. Договоренность закреплялась в тот момент, когда жених вручал родителям невесты железное колечко.