Бесплатный звонок по России
Адреса магазинов
Роскошь-Luxury
Владивосток, ул. Светланская, 143
Роскошь-Дуэт
Владивосток, Океанский проспект, 12
Роскошь Studio
Владивосток, Русская, 19а
Роскошь-Стандарт
Владивосток, Океанский проспект, 108
Роскошь-Аэропорт
Артем, ул.Владимира Сайбеля, д.45
(магазин находится в зоне вылета внутренних авиалиний)

Личности: Художник Кацусика Хокусай

Текст статьи содержит ознакомительную информацию о личности, вдохновившей дизайнеров ЮБ Роскошь на создание коллекции «Хокусай».

Кацусика Хокусай - великий японский художник, непревзойдённый мастер укиё-э. Родился в Эдо (Токио) в 1760 году в семье ремесленника.

Занимался иллюстрацией, гравюрой, ксилографией. Наиболее известен серией своих работ «100 видов горы Фудзи», которые считаются шедеврами мирового значения.

За всю свою длинную жизнь Хокусай сменил множество имён, большинство из которых были лишь подписями на его произведениях. Самый известный псевдоним художника — Кацусика — это дань месту, где он родился и вырос — сельскому району Кацусика в пригороде Эдо. Имя Хокусай обозначает «Одержимый живописью».

Кацусика Хокусай автопортреты.jpg

Творческий путь

В четыре года Токитаро (имя, данное при рождении) отдали на воспитание мастеру зеркальных дел Накадзима Исэ. Данное обстоятельство подтверждает как бедно­сть родителей будущего художника, так и о то, что он был одним из младших сыновей в семье, так как старшего сына в Японии никогда не отдавали в чужой дом на воспитание. В приемной семье Токитаро провел око­ло шести лет. Позже, в предисловии к серии «100 видов Фудзи» он сам указывал, что «с шести лет стал изображать различные формы предме­тов». В 1770 году будущий художник ушел от своего воспитателя и поступил разносчиком в книжную лавку. Здесь, очевидно, он научился чтению, письму и счету.

100 видов Фудзи.jpg

В 14 лет Хокусай начинает работать в граверной мастерской резчиком по дереву, где и проработал до своего совершеннолетия. В 18-19 лет он поступает в ученики к известному художнику укиё-э Кацукава Сюнсё, и вскоре его одарённость и трудолюбие замечают, он получает право на самостоятельную работу. Уже через два года гравюры молодого мастера с портретами актеров в ролях стали пользоваться большой популярностью. В 1793 году Кацукава Сюнсё умер, и Хокусай покинул его мастерскую.

В первой половине своей жизни художник часто менял свое имя. Имя «Хокусай» впервые появилось в 1800 году, начиная с 1805 года он подписывался «Хокусай Гакёродзин», что обозначает «старик, помешанный на живописи». В это же время он создает и первые свои самостоятельные произведения: «53 станции Токайдо» (1804 год), виды дороги, соединяющей Токио и Киото, и в 1814 году выпускает первую книгу задуманного им как пособие для художников многотомного труда «Манга».

53 станции Токайдо.jpg

Сначала, Хокусай примкнул к старинной школе «Кано», затем обратился к живописи «ямато-э» (художники школы «Кано» опирались на китайские традиции, а шко­ла «ямато-э» считалась исконно японской). В 1797 году он заинтересовался европейской живописью, стал изучать перспективу и писать картины маслом в «европейском духе» (некоторые из работ сохранились до наших дней). Таким образом, прежде чем найти собственный стиль, Хокусай внимательно изучил все известные на тот момент направления изобразительного искусства.

Далее Хокусай примкнул к школе Таварая (Tawaraya) и принял новое имя Tawaraya Sori. За этот период он нарисовал множество картин, суримоно и иллюстраций к книгам.

Примерно с 1797 по 1810 год Хокусай работает как мастер суримоно (особый, требующий сложной техники вид гравюр), изготовляя многочисленные поздравительные и пригласительные карточки.

Суримоно.jpg

В 1798 году Хокусай оставляет ученичество и связанное с ним имя и принимает новое как уже свободный художник — Хокусай Томиса (Tomisa). В 1806 году он берёт себе новое имя Кацусика, которое продержалось вплоть до 1811 года, когда 51- летний Хокусай взял себе следующее имя — Тэйто (Taito), открывая тем самым новый период в своём творчестве — художник взялся за создание "Hokusai Manga" то есть "Рисунки Хокусай Тэйто". В ней он свел воедино все, чего достиг в прошлом, одновременно «Манга» стала основой для создания новых работ. В них художник много внимания уделил изучению человека, которого он всегда изображал в неразрывной связи с природой. Эта идея и получила дальнейшее развитие в серии гравюр «36 видов Фудзи». Хокусай запечатлевает разнообразные явления жизни, лишь под влиянием таких идей и могла возникнуть эта серия.

Hokusai Manga.jpg

36 видов Фудзи

В 1820 году Хокусай снова меняет своё имя - на Йицу (Iitsu) - и это изменение знаменует собой начало периода, во время которого к художнику пришла мировая слава. Именно в это время Хокусай создаёт свои наиболее известные "36 видов Фудзи". Изображение природы у него редко является пейзажем в привычном нам понимании. Его картины - это своеобразные сценки, вписанные и многоплановые, с широкими далями ландшафты.

Серия «36 видов Фудзи» для самого Хокусая была своеобразным рубежом в накоплении определенного опыта и знаний, а для истории японского пейзажа она стала вершиной его художественного мастерства. Вся серия состоит из 46 листов, но только на двух из них Фудзи изображена как «главное действующее лицо». На остальных же листах она лишь присутствует в композиции: гора то видна с крыши дома, то выглядывает из-за морской волны. Иногда она едва просматривается на горизонте, окутанная туманом или проглядывает между расставленной треноги пильщика. Гора показана художником с самых разнообразных точек зрения, в разных ракурсах, с разных расстояний. А перед самой Фудзи разворачивается, как бесконечная пантомима, широкая панорама жизни крестьян, горожан, путешественников, ремесленников. Маленькие люди трудятся, окруженные величавыми и загадочными стихиями воды, земли и неба.

36 видов горы Фудзи.jpg

Кацусика Хокусай ввел прославленную гору в свои гравюры как непременную участницу событий каждодневной жизни японского народа, поэтому в этой серии гравюр он изобразил Фудзи, пейзаж и человека. Но человеческая жизнь является отнюдь не дополнением к Фудзи, в то же время и сама гора не является фоном, оттеняющим жизнь человека. Во всей серии Хокусай применил прием, трудноуловимый для европейских зрителей. Древнее изображение Фудзи в виде треугольника, обрамленного снизу полукругом, определяет композиционную структуру многих гравюр и делает этот символ еще более всеобъемлющим. Так Хокусай включает повседневность в единую систему мироздания. Они слиты воедино — Фудзи и японский народ.

36 видов Фудзи.jpg

Следующий период в творчестве начался в 1834 году, когда Хокусай сотворил масштабные "100 видов Фудзи" ("Fugaku Hyakkei") под именем Старый Безумный Живописец (Gakyo Rojin Manji). Незадолго до издания гравюр, Хокусай покинул Эдо и обосновался в рабочем районе вблизи Урага на полуострове Миюра, где жил в течение года. В это время начала издаваться его последняя серьёзная серия гравюр "Сто стихов в изложении няни", являющаяся иллюстрацией к "100 стихотворений 100 поэтов". Хокусай создал для этой серии 28 гравюр и 62 эскиза тушью, но выпуск серии был прерван и так и остался незавершённым.

В 1836 художник вернулся в Эдо, когда город был разгромлен окрестной беднотой, и ему пришлось продавать свои картины, чтобы заработать на кусок хлеба. Три года спустя в мастерской художника случился пожар, в результате которого сгорели все наброски и рабочие материалы. После этого Хокусай практически не рисовал и не выпускал гравюры и иллюстрации.

Серия гравюр "100 видов Фудзи".jpg

Влияние Хокусая на искусство и культуру

Хокусай, как и японское искусство в целом, оказал существенное влияние на европейское искусство XIX века: ар-нуво (югендстиль) и французский импрессионизм.

В характерных для югендстиля напряжённых и извилистых линиях, названных критиками «ударом бича» заметно влияние мотивов Хокусая.

Тематика гравюр Хокусая присутствует в работах Клода Моне и Пьера Огюста Ренуара. Они использовали композиционные эффекты, характерные гравюрам Хокусая, которые достигались острым ракурсом и драматическим обрезом композиции рамой. Также о влиянии Хокусая говорит и серийность картин, изображение одного и того же объекта в разное время суток и года. В честь Хокусая назван кратер на Меркурии — Хокусай.

Клод Моне. Стог сена.jpg

Хокусай оставил после себя множество работ, он проиллюстрировал около 500 книг, нарисовал около 30 тысяч картин, суримоно (малая форма ксилографии), рисунков и произведений, а также сменил более чем 50 псевдонимов, каждый из которых был маленькой вехой на его длинном пути. Несмотря на известность и количество поклонников, Хокусай всегда встремился к ещё большему совершенству и не останавливался на достигнутом. Он поработал практически во всех жанрах гравюры и широкой публике известен в первую очередь как график, но также он расписывал ширмы, создал немало живописных свитков и малых ксилографий - суримоно (в этом жанре Хокусай по праву считается непревзойдённым мастером). Особенным успехом пользовались суримоно с шутливыми надписями, которые с течением времени стали дополнять изображениями.

Великий японский художник умер 10 мая 1849 года. Его работа стала бесценным достоянием всего мирового искусства. Кацусика Хокусай вошёл в историю как гениальный мастер изобразительных искусств, чьими работами до сих пор восхищаются люди на всей планете и вдохновляются художники всего мира.

Кацусика Хокусай.jpg

Возврат к списку