Бесплатный звонок по России
Адреса магазинов
Роскошь-Luxury
Владивосток, ул. Светланская, 143
Роскошь-Дуэт
Владивосток, Океанский проспект, 12
Роскошь Studio
Владивосток, Русская, 19а
Роскошь-Стандарт
Владивосток, Океанский проспект, 108
Роскошь-Аэропорт
Артем, ул.Владимира Сайбеля, д.45
(магазин находится в зоне вылета внутренних авиалиний)

Стили: Ар-деко

Текст статьи содержит ознакомительную информацию о стиле, послужившем творческим источником для дизайнеров ЮБ Роскошь, создавших коллекции «Ангел», «Арктика», «Боже, храни королеву», «Забава», «Марсель», «Мохито», «Побережье», «Северная ягода», «Хокусай», «Chrysler Building» и «Candy».
Великий Гетсби Нью- Йорский глеем.jpg
  

Происхождение:

1.       Франция (Ар-деко. 1925, 1966)

2.       США ( голливудский стиль, Нью- Йоркский  глеем 1930, 1960,1980)

3.       СССР ( конструктивизм 1920-30г, и сталинский ампир 1935-55)

Основные черты: 

1.        Форма должна соответствовать функции. Изображение вещи производится от цели.

2.       Геометрические ступенчатые или линейные  формы. Плоские проекции.

3.       Базовые геометрические фигуры: треугольник, эллипс, ромб, зигзаг, роза ветров.

4.       Яркие, контрастные цвета.

5.       Динамичная композиция или подвижные элементы

6.        Четкие края и контуры, скругленные углы.

7.       Дорогостоящие материалы: слоновая кость, бронза, полированный камень

8.       Материалы для массового производства:  хром, стекло, бакелит.

Основные характеристики:

1.       Стиль воспевал динамичную обеспеченную жизнь: путешествия,  спорт, курорт,  сложные товары для скорости, новый тип женщины.

2.       Отражение через искусство нового  индустриального   окружения  человека. Трансформации вещной и визуальной среды человека под напором невиданных ранее технических и социальных изменений.

3.  Этические мотивы: древнеегипетское и ацтекское искусство, русская вышивка, лубок

Символы  или константы стиля:

1.       Автомобиль, поезд, пароход,небоскреб, фонтан 

2.      Скорость, движение.

Названием стиль обязан выставке “Internationale des Arts Decoratifs Industriels et Modernes “ 1925 года в Париже, период 1920-х годов знаменит новой концепцией женского тела: стройной, спортивно-подтянутой и узкобедрой фигурки Garconne.в США - “звездный стиль” ,имелись в виду звезды Голливуда, носившие одежду ар деко, жившие в домах архитектуры ар деко, оборудованных соответствующей мебелью и утварью.

Как новый стиль Art Deco впервые обозначился во Франции  и ярко доминировал в 1918-1939 гг. в Германии, Советском Союзе  и США. Для него характерно сочетание монументальных утяжеленных форм с изощренным украшательством; сочетание элементов кубизма и экспрессионизма; использование выразительных форм "технического дизайна".

Толчком к стремительному развитию этого стиля послужила парижская выставка 1925 г., где показывались последние достижения в области архитектуры, проектирования интерьера, мебели, изделий из металла, стекла, керамики. К тому времени, когда парижская выставка в октябре 1925 года закрыла свои ворота, а павильоны были демонтированы, мир оказался готовым к тому, чтобы в нем утвердился новый, ясно обозначившийся стиль.

Эклектизм Art Deco выставки 1925 года показал переплетение различных корней этого стиля, который обязан своим появлением на свет, как кубизму, так и моде на экзотику, а также современному декоративному искусству Австрии, Германии, Голландии, Италии, Чехословакии, скандинавских стран и самой Франции. Новый стиль разработал свой собственный декоративный язык, который продолжал расширяться и совершенствоваться во всех уголках планеты, язык ставший символом динамики и масштабности современного мира. Art Deco был готов к тому, чтобы стать выражением современности, то есть тем стилем, которому было предназначено в ближайшем будущем начать играть большую роль во многих важных сферах производства во всем западном мире.

Начавшись как легкое, изящное новшество, навеянное балетными "Русскими сезонами", Ар Деко вскоре эволюционировал в олицетворение поразительной простоты и бескомпромиссности жизни в век машин. Представители всех направлений современных изобразительных и декоративных искусств искали способ выражения скорости и напора, с которым автомобили, поезда, аэропланы, радио и электричество изменяли существующий мир, - старались найти цвета и формы, которые были бы проще, отчетливее и сильнее тех, что применялись ранее. Art Deco формировал сам образ жизни людей в межвоенные годы, их манеру одеваться и разговаривать, путешествовать, работать и отдыхать. В его власти находились индустрия развлечений и сферы искусства - его дух чувствуется в кинотеатрах, доходных домах, небоскребах, композициях интерьеров и узорах драгоценных украшений, в дизайне кухонной посуды и уличных фонарей, в скульптурах и плакатах, в книжных и журнальных иллюстрациях, в тканях, картинах, в общественных зданиях.

В целом стиль можно рассматривать как последнюю стадию развития искусства периода Модерна или как переходный стиль от Модерна к послевоенному функционализму, дизайну «интернационального стиля». Стиль Ar Deco не раз доказывал свою немеркнущую привлекательность, так как даже в наши дни он остается самым эффектным средством демонстрации элегантности и роскоши.

  
выставка 1925 года Париж экспонаты выставки 1925 года

Посетителям выставки 1925 года было обещано грандиозное зрелище. Она была и тематическим парком, и торговой ярмаркой:  Экспозиция занимала большую территорию в центре города по обоим берегам Сены. Правый берег реки был отдан под павильоны зарубежных стран, а мост Александра III Морис Дюфрен превратил в венецианский мост с двумя рядами магазинов. Некоторые из французских павильонов были посвящены парижским универмагам, салонам и крупным государственным фабрикам.

      Первая Выставка. Название  Ар Деко образовалось из названия Международной выставки декоративных и промышленных искусств  и буквально означает «декоративное искусство». По первоначальному замыслу эта выставка должна была проводиться в 1916 г. Однако из–за экономических сложностей в послевоенный период она неоднократно переносилась, и в ней не приняли участие   такие страны как Германия и Нидерланды. США получили приглашение слишком поздно и не смогли (?) подготовиться должным образом.

      В условиях участия в выставке был пункт, согласно которого экспонаты должны были олицетворять воплощение нового в искусстве и не иметь никакой связи с распространенными ранее стилями. Организаторы хотели привлечь внимание, восстановить образ Франции, как законодателя моды и стиля, главного источника предметов роскоши. Основным посылом был призыв выпускать оригинальные вещи, создать концепцию, соответствовавшую растущей индустриализации. 
    «Огромные стеклянные фонтаны играют среди кубистических деревьев в натуральную величину, и водопады музыкальных звуков стекают вниз по аллеям с головокружительных вершин четырех гигантских башен. Пройдите в павильоны и … вы увидите мебель поразительных и невиданных ранее форм, декор невообразимого рисунка на стенах, на полу и на потолке».

    Двадцать два зарубежных павильона составили относительно небольшую часть экспозиции по сравнению с преобладающей долей Франции, однако, их разнообразие свидетельствует об отсутствии господствующего стиля. Стили на выставке варьировались от радикального конструктивизма советского павильона до консервативной псевдоцерковной английской экспозиции.

     И все-таки к некоторым стилистическим особенностям, отчетливо проявившимся на выставке 1925 года, впоследствии приклеилась этикетка Art Deco. Это, прежде всего, тенденции, послужившие основой для интернационального определения стиля. В этом смысле типичны тяжелые округлые очертания роскошной мебели Рюльманна, стилизованный рисунок мебельной обивки Луи Сю и Андре Мара, стеклянные каскады Рене Лалика, а также ансамбли Поля Фолло, Мориса Дюфрена, для которых характерны простота изгибов фанерованного дерева, необычное освещение, зигзагообразный рисунок и мебель с прямыми углами. Во всем ощущалось некое единство, особенно очевидное, по-видимому, для тех, кого оно раздражало. Один американский критик сетовал: «Унылое чередование углов, кубов, восьмигранников, квадратов и прямоугольников создает настроение не столько бунта, сколько забавы». А ведь как раз через развитие и адаптацию этих форм, происходила популяризация и интернационализация Art Deco. Они-то и определили многообразие словаря «последнего из тотальных стилей».

 
на выставке были представлены модные аксессуары украшения и текстиль.экспонаты выставки 1925 годаэкспонаты выставки 1925 годаэкспонат выставки 1925 года
 

Первое употребление названия:

  Само название - арт деко - появилось в 1966 г. Именно тогда в Париже в Музее декоративных искусств была сформирована экспозиция произведений прикладного искусства 20–30-х годов, созданных на основе “выразительных конструкций, заключавших динамическое пространство в закрытом объеме массы” *. До этого арт деко называли “джазовый модерн”, “потокообразный (обтекаемый) модерн”, “зигзаг-модерн”, а в США - “звездный стиль” (имелись в виду звезды Голливуда, носившие одежду Ар Деко, жившие в домах архитектуры Ар Деко, оборудованных соответствующей мебелью и утварью).

 Ар Деко нередко называют последним большим стилем. Скорее всего это просто красивая фраза. Мы согласны, что Ар-Деко-большой стиль, но не последний. На наш взгляд стиль реализованный ( запечатленный) в архитектуре уже имеет полное право называться большим стилем, и каждое направление становится стилем, когда на него вырабатывается анти стиль. Ар деко «отметился» во всех видах деятельности человека -творца, от утилитарных предметов домашнего обихода до живописи и архитектуры.

Формирование стиля:

Искусствоведы легко находят в произведениях Арт Деко заимствования у модерна, кубизма, абстракционизма, футуризма, искусства древнего Египта, Африки, Японии…  Но каждая составляющая этого “коктейля” была актуальна для людей 20-х годов, переживших самую страшную войну, осознавших, что возврата к прежнему миру уже не будет, увидевших, что мир гораздо больше и разнообразнее, чем казалось им прежде. ХХ век - начало формирования той парадигмы социально-экономического развития, которая позже, в 50-х годах, получит выразительное название - “общество потребления”.  Стремление европейцев и американцев к эстетизации повседневной жизни, комфорту, активное внедрение новых технологий в быт людей, переход в разряд серийной продукции тех артефактов, которые еще десять лет назад относились к предметам роскоши (например, автомобиля) - все это требовало адекватного художественного освоения новых технических и человеческих реалий.

Переплавившись, все эти новации породили искусство, в котором господствовали одновременно две взаимоисключающие, на первый взгляд, тенденции. С одной стороны - “энергетические” построения в виде зигзагов, молний, вспышек света, треугольников, ромбов, растянутых эллипсов - всего того, что помогало отразить ощущение движения, скорости, энергии, напора. Казалось, что вокруг некоторых произведений арт деко “свистит ветер”.С другой стороны, все эти диссонансы парадоксальным образом соединялись с подчеркнутой элегантностью, упрощенность с аристократизмом.
 Ар Деко в центр своей концепции поставил гедонизм и неотделимый от него комфорт повседневной жизни. А для этого вещи, окружавшие человека, должны быть прежде функциональны, т.е. наилучшим образом приспособлены для выполнения своих прагматических задач. Форма же, во-первых, должна соответствовать функции, а, во-вторых, отражать основную черту современного мира - стремительность изменений, их новизну Именно в рамках Ар Деко впервые появилась элегантная мебель из полых металлических трубок, схожих с рулем велосипеда, ювелирные изделия из алюминия, элементы интерьера из сварной стали, неоновый свет.

кресло Hoffmann JosefFrank Loyd WrightМотоцикл Henderson выпуска 1936 года наСливочник автор росписи А В ВоробьевскийСервиз 1966 года в стиле Ар Деко
 

Реализация в архитектуре.

Хаос, сложность и полихромность Модерна рано или поздно должны быть заменены. С Ар Деко в архитектуру пришла ясность, устойчивость, классичность и визуальная простота. Порядок, цвет, геометрия — манифест Ар деко. Ар деко, как и Модерн, стиль интернациональный и проявившийся как в Америке, в Европе и в Азии, зарождаясь   Ар деко заимствует некоторые принципы у Модерна. В остальном же эти течения довольно сильно отличаются.
В первую очередь на место асимметрии и поэтического беспорядка возвращается ось симметрии и геометрия, людям захотелось почвы под ногами. Новый стиль геометричен, упорядочен, расчетлив — всегда, вплоть до орнамента. Симметрия в Ар деко предпочтительна, однако порой ее может и не быть, но при этом обязательно должно быть равновесие масс в композиции. В Ар Деко во главе угла — стремительность линии. Особенно хорошо она видна в небоскребах в США.

В США в 30-х годах Ар Деко перешел к элегантному функционализму. Классическими примерами архитектуры Ар Деко являются небоскребы Нью Йорка.    На Манхеттене насчитывается около 150 небоскребов, относящихся к этому стилю.

На Манхеттене насчитывается около 150 небоскребов относящихся к стилю Ар ДекоКрайслер Билдинг
   

 США Крайслер Билдинг

Ввиду того, что машины становятся блестящими, Ар деко любит блеск, отражающие поверхности, ну и, само собой, металл и его имитацию. При этом материал не изменяется визуально, и  в отличие от Модерна, если это металл, то он  строго геометричен.
Наиболее ярким примером традиционно считается знаменитый небоскреб Крайслер-билдинг (англ.Chrysler Building). Вершину здания украшает 38 метровый шпиль из нержавеющей стали  Крайслер билдинг —  активное участие металла, и ощущение ракеты. Построен по проекту архитектора Уильяма ван-Эллена (William van Alen) и открыт для публики 27 мая 1930 года. Это величественное сооружение поражает не только размерами, но и своей элегантностью. 

Крайслер билдинг. Вид с соседнего небоскреба.Ар деко любит блеск отражающие поверхности ну и само собой металл и его имитации.

За внешней простотой здания -  сложная отделка из дорогих материал внутренних интерьеров. В Ар деко используются элементы античных орнаментов, но это не точные копии, а переосмысленные вещи. Орнаменты не только греческие или римские — это и Египет, и Месопотамия, и Африка. Для Ар Деко "роскошь" - это не только дорогие материалы, но и визуальное богатство: яркие, насыщенные цвета. Как правило, используется более чем 3 цвета, и это выглядит удивительно целостно и неожиданно красиво. На фоне шахматного контраста черного и белого - горящие вкрапления красного и золотого, хромированные предметы интерьера.

Внутреняя отделка Краслер Билдинг. Холл.jpgОтделка лифтов в Крайслер Билдинг

Американские архитекторы периода Арт-деко были преднамеренно скупы и рациональны в оформлении экстерьера здания, но расточительны и креативны в оформлении его интерьеров: подъездов, холлов, коридоров, лифтов и вестибюлей, ну и, конечно, апартаментов, гостиничных номеров и офисов, затрачивая на это как значительные средства, используя дорогие материалы и современные технологии, так и творческую фантазию и художественное мастерство. 

 

Другие небоскребы Америки:

Обратите внимание, что многие здания стиля Арт-Деко некоторым образом напоминают египетские пирамиды.  В 1922 году весь западный мир потрясло открытие гробницы Тутанхамона. Видимо, поэтому всеобщее увлечение архитектурными мотивами Древнего Египта (пирамиды), Месопотамии (зиккураты) было характерно для архитектуры Арт-Деко. Часто главные архитектурные элементы дома можно заметить, только высоко подняв голову.  И Крайслер–билдинг, и Рокфеллеровский центр, и Эмпайр Стейт предстают во всей красе только с почтительного расстояния. Фасад высокоэтажного дома может выглядеть простым и незатейливым вплоть до 20-го или даже 30-го этажей, а выше будет богато и затейливо декорирован.

Радиатор билдингРадиатор билдинг у входа в зданиеNiagara Mohawk Building. входNiagara Mohawk Building ночное освещение

1. Радиатор Билдинг   Манхеттен. Нью Йорк.                             2.Niagara Mohawk Building, построено для крупнейшей электроэнергетической компании в США.

Guardian Building в ДетройтеGuardian Building в Детройте. ВходGuardian Building в Детройте. Внутрення отделка холла
1.Guardian Building в Детройте.

Азия, Китай, Шанхай.

Достопримечательность Шанхая – набережная Вайтань. Вайтань( Бунд) – это, пожалуй, одна из самых некитайских достопримечательностей Китая. Когда-то в далекие времена здесь была зона для иностранцев. Проживать, арендовать и выкупать землю и недвижимость по эту сторону Хуанпу разрешалось лишь жителям иных государств. Таким образом, набережная на некоторое время стала маленьким оазисом западного бытия в азиатской стране. Позже Вайтань заполонили шанхайцы и жители других близких городов, а как память о прежних поселенцах здесь так и остались дома, памятники и другие различные сооружения… Сегодня на Вайтань расположено более 50 зданий, выполненных в самых различных архитектурных стилях: классицизм, барокко, ар-деко, готический, Beaux-Arts (бозар), романтизм, ренессанс... Благодаря этому место получило такие лестные прозвища, как «музей мировой архитектуры» или «ярмарка зодчества десяти тысяч государств».

 Ар-деко.Шанхай Ар Декошный сосед Хай-ТекаАр-деко.Вайтань одна из самых некитайских достопримечательностей Китая.Здание таможни на набережной Вайтань в Шанхае. На заднем фоне "Дом Союзов" Юнион Билдинг в стиле Ар Деко.Ар-деко.Шанхайский всемирный финансовый центрАр-деко Вид со смотровой площадки небоскреба Цзинь Мао, Шанхай.

К востоку от Бунда -шанхайской набережной, взметнулись в небо небоскребы «восточного Манхэттена» Пудуна; некоторые из них не знают себе равных в мире по высоте и по современности архитектуры. Шанхайский всемирный финансовый центр — небоскрёб в Шанхае, строительство которого было завершено летом 2008. Высота центра составляет 492 метра.

Сингапур 

Отель Parkview Square (2002).

Ар-деко. Сингапур Parkview Square. Лаконичный декор верхних этажей. Ар-деко. Parkview Square в Сингапуре. Ночная подсветка отеля.Ар-деко. Сингапур. Parkview Square . Бар отеляАр-деко. Сингапур. Parkview Square . Сингапур Parkview Square. Сантехника в номере. Динамичный символ Ар Деко.
 Отель любовно  называют Gotham Building. Стилистика Бэтмана отражает сущность Ар Деко 

С С С Р

В  начале ХХ-го века  в советской России  сформировалось художественное течение, базировавшееся на иных идеологических и социальных основаниях. Называлось оно конструктивизм. Но, как и ар деко, этот стиль воплощал стремление к трансформации вещной и визуальной среды человека под напором невиданных ранее технических и социальных изменений Конец русскому авангарду наступил вместе с концом НЭПа.. 

Конструктивизм часто называют отечественным аналогом Ар Деко. Социальное пространство у художников Запада и Советской России было разное, но историческое время было одно и то же, которое приводит творческих людей к очень схожим художественным решениям, порой на грани прямого совпадения. (фото  пано  Крайслер билдинг и Советских)

изображение
Подпись
Сталинские высотки.

На место конструктивистских построений пришел “сталинский ампир” - внушительные, тяжеловесные сооружения, не лишенные, однако, своей красоты, своей магии, своей логики. Самые известные сталинские здания – московские высотки – были построены в 1947-1955 годах и являются «визитной карточкой» позднего сталинского ампира. Массивные резные карнизы, крупные статуи, шпили, картуши и колонны, применение мрамора для отделки фасадов и светлого отделочного камня – эти детали делают сталинские здания узнаваемыми. Монументальность общественных зданий, нацеленность на создание доминант города – эти задачи решались архитекторами. Знаменитые сталинские высотки должны были стать окружением так и не построенного Дворца Советов, сам проект Дворца,   ряд станций Московского метрополитена, Дворец культуры имени Кирова и кинотеатр «Москва» в Санкт-Петербурге по конструктивно-художественным особенностям являются яркими образцами применения Ар Деко.

 
панно ст Маяковская художника Дейнеки на тему Сутки Страны Советовстанция метро Маяковская -образец стиля Ар Деко
Подпись


Среди станций Московского метрополитена наиболее яркими примерами служат станции «Кропоткинская» (первоначально «Дворец Советов») «Сокол», «Аэропорт», но самой Ар Деко(шной) является  станция «Маяковская», с мозаичными плафонами, спроектированная архитектором Алексеем Николаевичем Душкиным и получившая гран-при на всемирной выставке 1939 года в Нью-Йорке. Смонтированные в куполах-кессонах мозаичные панно выполнены по эскизам художника Александра Дейнеки на тему «Сутки Страны Советов»: утро (7 панно) — день (8) — ночь (5) — утро (15). Предполагалось, что входящих и выходящих пассажиров будут «приветствовать» утренние сюжеты. На всех панно – жизнь граждан молодой советской страны. Последним крупным проектом, относящимся к стилю Ар Деко в СССР, стала первая очередь Ленинградского метрополитена

Советский Ар Деко -  это павильон  СССР  на парижской выставке 1937 г. с увенчивающими его “Рабочим и колхозницей” Веры Мухиной.  Павильон СССР и павильон фашистской Германии стояли друг против друга в самом центре выставки.
Возникала неловкость от того, что наша группа "Рабочий и Колхозница" вихрем летела прямо на фашистов. Но повернуть скульптуру было невозможно, так как она шла в направлении здания.

Немцы долго выжидали, желая узнать высоту павильона СССР вместе со скульптурной группой. Когда они это установили, тогда над своим павильоном соорудили башню метров на десять выше советской. Навеpxy посадили нацистского орла. Но для такой высоты орел был мал и выглядел довольно жалко

Павильон СССР и павильон фашистской Германии стояли друг против друга в самом центре выставки.
Подпись
 

Всесоюзная сельскохозяйственная выставка, получившая со временем название ВДНХ, стала архитектурным шедевром эпохи социалистического реализма, до сих пор так и не оцененным должным образом. Некоторые, если не многие, из павильонов представляют собой совершенные по форме творения, уникальные памятники, отразившие дух и суть того идеального и, возможно, недостижимого мира истинной свободы, равенства и братства, который должны были символизировать.

Территория ВДНХ богата различными архитектурными памятниками, многие из которых известны во всём мире. Созданные в советское время, они являют собой памятник советской эпохи, многие из них являются  образцами новаторства, мощи, роскоши, фундаментальности, имеют стилевые признаки Ар Деко. 18 апреля 1963 г ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление о перепрофилировании ВДНХ по отраслевому принципу.  Павильоны союзных республик были перепрофилированы, перестроены и начали представлять различные области народного хозяйства СССР. Это нанесло огромный ущерб целостности архитектурного ансамбля, т.к. многие павильоны лишились своего богатого убранства.

Павильон Армянской ССР ВДНХ 1939гПавильон Узбекской ССР ВДНХ 1939г.Фонтан Дружба народов ВДНХ и павильон КАзахстана,1954гПавильон Украинской ССР ВДНХ 1939г.
Патриотический горельеф в павильоне Центральный ВДНХ.      
Подпись
 
ВВ 1920—1930-х годов. Ар деко оставил на память о себе великолепные интерьеры московского метрополитена, остатки довоенной роскоши ВДНХ и фарфор Ленинградского фарфорового завода. Безусловно, стиль получил у нас весьма своеобразное преломление. Но «национальный» характер Ар деко четко просматривается и в культуре других стран. За всем этим многообразием нетрудно разглядеть главное: искусство тех лет — воплощение мифа о новом Золотом веке, выраженное современными художественными приемами.  В нашей стране стиль Ар Деко не был столь широко известен как в Европе и США. Считается, что архитектура эпохи Сталина была одной из попыток создать Ар Деко
 

Возврат к списку