Бесплатный звонок по России
Адреса магазинов
Роскошь-Luxury
Владивосток, ул. Светланская, 143
Роскошь-Дуэт
Владивосток, Океанский проспект, 12
Роскошь Studio
Владивосток, Русская, 19а
Роскошь-Стандарт
Владивосток, Океанский проспект, 108
Роскошь-Аэропорт
Артем, ул.Владимира Сайбеля, д.45
(магазин находится в зоне вылета внутренних авиалиний)

Стили: Ар нуво

Текст статьи содержит ознакомительную информацию о стиле, послужившем творческим источником для дизайнеров ЮБ Роскошь, создавших коллекции «Нежный возраст», «Птички» и «Мутабор».

Происхождение:

1. Европа 1880 – 1910 гг.

Основные черты:

1. Использование плавных форм, асимметричность. Изогнутые линии в духе «Удара бича» Германа Обриста. Криволинейный дизайн - растительные мотивы, синусоиды, негеометрические изгибы; прямолинейный дизайн – геометрические формы, строгие силуэты.

2. Натуральные коричнево-зеленые цвета (древесина, листва, лен) и сложные припыленные оттенки.  В ювелирных украшениях широкое использование не дорогих материалов: полудрагоценных камней, эмалей.

3. Базовые геометрические фигуры: растянутая спираль или синусоида-для южноевропейского модерна. Прямоугольник для северной Европы.

4. Копирование природы и окружающего мира. Максимальная детализация от фона до центра.

5. Динамичная стилизация, движение через вытянутые пропорции объекта. Четкие края и контуры, скругленные углы.

6. Орнаментальность. Орнаменты присутствуют повсюду: в отделке, мебели, текстиле, декоре, и в предметах искусства.

7. Стиль определяют великие художники-ремесленники. Декоративное искусство достигает совершенства на уровне личности творца

8. Выбор объекта изображения через символизм. Наличие смыслового подтекста. В каждом изделии автор передает личный message.

Основные характеристики:

1. Последним настоящий международный стиль и первый стиль доступный массовому потребителю.

2. Отражение объективной реальности, через подражание природе.

3. Многоликость. Стиль гениев одиночек.

4. Подчеркнутая двухмерность изображения.

5. Разнообразие прикладных предметов, выполненных в стиле.

Символы или константы стиля:

1. Томный образ женщины, с бесконечно-текучими волнами волос.

2. Стилизации и символизм диких растений, насекомых, перо павлина.

Стилизованные водные растения с узкими длинными стеблями и листьями – лилии, кувшинки, тростник. Причудливые очертания - ирисы, орхидеи, цикламены, хризантемы.  Ирис становится эмблемой модерна. Часто используют изображения лесных цветов - ландышей, купавки, одуванчиков, чертополоха, васильков.

3. Краски ар нуво – приглушенные, «природные», пастельные.

4. Для ювелирных украшений использование полудрагоценных камней и эмалей.



Ан нуво.jpg

1. Ар нуво:

Ар нуво или стиль модерн, возникший в дизайне около 1890 года, и просуществовавший до 1914 года, внес значительные изменения в декоративное искусство. Больше всего впечатляет многоликость стиля, разнообразие направлений, богатое наследие из арт предметов и объектов.

Слишком часто модерн воспринимается, как стиль, вдохновленный исключительно природой, на самом деле модерн является сложной реакцией на предыдущие десятилетия существования перегруженных деталями и чересчур декоративных стилей. В полном смысле слова интернациональный, он оказал значительное влияние на великое множество художественных форм в самых разных странах. В разных странах он был известен под разными названиями: во Франции – метро, в Германии - югендстиль, в Австрии - Сессион, в Италии - стиль Либерти, в Испании - модернизм, в России - модерн. Всех объединяло желание освободиться от прошлого и стремление подарить художественному произведению новый облик. Нет какого-либо отдельного художника или дизайнера, творчество которого явилось бы воплощением стиля модерн в целом.



Индустриальная революция и растущая зависимость от машин явились катализатором перемен, приведших к возникновению стиля. Массовое производство и снижение качества изделий осуждалось художниками- прикладниками. В руках таких художников-ремесленников, как Эмиль Гале (стекло), Рене Лалик (ювелирные украшения и стекло), Луи Мажорель (мебель) декоративное искусство достигло почти абсолютного совершенства. Однако поддерживать высокий уровень художественной целостности в рамках целого стиля оказалось трудной задачей, поэтому движение, когда-то революционное и динамичное, всего через 15 лет потеряло свой блеск. Этот стиль определялся, скорее, независимыми достижениями множества первоклассных художников-индивидуалов, нежели связной философией, основанной на стиле.


Эмиль Гале, Рене Лалик, Луи Мажорель.jpg



Извилистая линия и природные мотивы.jpg


Многоликое движение. Три направления     

На наш взгляд, в модерне имели место три направления, все они были составляющими одного и того же художественного движения или стиля.

Извилистая линия

Трепетное отношение к природе стало основой извилистого, текущего стиля. Загадка мира природы служила источником вдохновения для художников склонных к символизму. Были превращены в искусство самые незначительные формы напоминающие о красоте природы, такие как бутон чертополоха или кувшинок, крылья стрекозы. Множество изделий повторяли характерные для природных форм асимметрию, переплетения или изгибы линии, в орнаментальном исполнении мотив получил название «Удар бича».  Еще один мотив, который прежде всего ассоциируется с ар нуво - это мечтательная девушка с длинными волосами.



Геометрия природного мира

Совершенно другой облик приобрел модерн в руках художников северной Европы. В их произведениях воплотилась геометрия природного мира.  Основываясь на утверждении модерна, что архитектура, ее декоративное направление и мебель должны стать единым целым, они развили сдержанный линейный стиль, отрицавший чувственную интерпретацию природы в пользу простых, изящных и геометрических узоров. Достигнув удивительного технического мастерства, они создавали простые по своему решению предметы, подчёркивающие красоту материала, тем самым заложив основу новых индустриальных стилей.



Геометричный модерн.jpg
Дом Гауди, мебель Бугатти, Ярославский вокзал.jpg





Изобилие и экзотика

Эта ветвь стиля использовала не только природные формы, но и обращались к мотивам мавританского, египетского, и японского, русского национального искусства. Чрезвычайная трансформация породила известные сейчас всему миру памятники архитектуры и прикладного искусства. 

Когда популярность модерна начала спадать, более геометрическое и дисциплинарное его направление выдержало испытание временем и в течении 1920 года переросло в линейны, графический стиль, сформировавший основы ар деко и модернизма.


2. Архитектура

Ар нуво стремился к созданию одновременно функциональных и эстетически красивых зданий. Архитекторы, работавшие в этом стиле, большое внимание уделяли не только внешнему виду зданий, но и внутреннему интерьеру.

В архитектуре ар нуво главенствовали текучие формы. Ей свойственны использование новых материалов, например, стекла и металла; отказ от прямых углов, линий и симметричных форм. Если говорить о пропорциях, то объемы и формы стиля характеризуются небольшой растянутостью, которая присуща органическому росту. Принцип образования формы строится на природной геометрии. Антонио Гауди успешно реализовал принцип архитектуры, сливающейся с природой. Стирая грани между архитектурой и скульптурой, он создает потрясающую фантастическую среду, архскульптуру. Одним из ярких пример Собор Святого семейства в Барселоне, который похож на живой организм.

Собор Святого семейства, Гауди.jpg

Личности:

1. Бельгийские архитекторы Виктор Орта (1861–1947) и Анри ван де Вельд (1863–1957). Виктор Орта создавал проекты из металла и стекла, придавая железным несущим конструкциям форму фантастических растений.

Отель Тассель.jpg
Виктор Орта - Отель Тассель (1893 год) – первое в мире сооружение ар нуво, собственный дом (сейчас музей). Впервые в архитектуре выражаются приемы крупного остекления, использование графики ар нуво в построении фасада, в деталях и отделке. Металлоконструкции, пользовавшиеся большой популярностью в ту эпоху, впервые были введены как части фасада жилого здания, объединены с каменными элементами и украшены вьющейся кованой «порослью».  
Блуменверф.jpg

Блуменверф (1986 год) - собственный дом архитектора Анри Ван де Вельде Планы и фасад здания прорисованы мастером в соответствии с функциональным назначением. Ван де Вельде пришел к методу проектирования, ставшему общим принципом для архитектуры «изнутри – наружу», Интерьер дома организован вокруг двуцветного холла. Декоративные элементы, кроме орнаментальных решеток обрамления входа, отсутствуют. 


 2. Француз Эктор Гимар (1867 - 1942), оформивший входы станций парижского метро чугунными решетками с орнаментами из стилизованных орхидей.

 3. Испанец Антонио Гауди (1852 - 1926). Полное отрицание всех представлений об архитектуре.

Гимар. Вход в Парижское метро.jpg

Гауди.jpg

4. Чарльз Макинтош (1868 - 1928) архитектор, автор загородного особняка Хилл-хаус.

5. США, Луис Салливан (1856 - 1924) – он использовал орнаменты в стиле ар нуво для украшения фасадов.

Хилл Хаус Чарльза Макинтоша.jpg
Хилл-хаус - это и семейное гнездо, и музей, и материализованный арт-манифест, и художественная энциклопедия. Дом идеально вписан в ландшафт и ориентирован по сторонам света
Здание Аудиториума, Луис Салливан.jpg

Аудиториум. Железный каркас позволил возвести здание высотой в де­сять этажей. Арки в зрительном зале усы­паны электрическими лампочками и ук­рашены позолоченным рельефным ор­наментом в стиле Салливана. 

6. Федор Осипович Шехтель (1859 - 1926) – русский архитектор, график, сценограф. Считается одним из создателей стиля русского модерна, сочетая различные архитектурные стили. 

7. Граф Павел Юльевич Сюзор (1844 – 1919) — архитектор, академик архитектуры, общественный деятель, педагог, действительный статский советник.  

Особняк Рябушинского.jpg
Особняк Рябушинского является классическим образцом модерна. Каждый фасад отличается своим неповторимым обликом. Пространство развивается изнутри наружу: планировка интерьеров обуславливает асимметрию внешних стен здания. Здесь преобладают массивный кубический объем, контраст изгибов и строгих линий. 

Дом Зингера.jpg

Одна из ранних городских построек в стиле модерн: огромные окна-витрины, затейливый силуэт купола угловой башни, богатая отделка, обилие стилизованной декоративной скульптуры на фасадах дома. Угловую башню здания венчает стеклянный глобус диаметром 2,8 метра.

3. Ар нуво в интерьере, мебель, текстиль, стекло, посуда

Несмотря на всю свою идейную новизну и тотальное отрицание академизма, интерьер ар нуво все же унаследовал ряд фундаментальных принципов организации и декора пространства от предшествующих стилей. Ар нуво, как более ранние классические стили, стремился к эстетическому благозвучию всех элементов интерьерного ансамбля и требовал авторской разработки предметов мебели и всего декоративного убранства. Авторская разработка интерьера сохраняла целостность, внешних и внутренних, декоративных и конструктивных элементов композиции.

3.1. Мебель

Именно архитектура играет главную роль при проектировании мебели. Часто архитекторы становятся авторами мебели их зданий.

Традиционное представление, согласно которому мебель должна быть искусно сделана и функциональна, стало основой концепции ар нуво. При этом первостепенную роль отводили декоративной отделке. В мебели модерн предложил множество новых вариантов художественной отделки. Мебель ар нуво характеризуется отсутствием острых краев. Формы преимущественно полукруглые, обтекаемые. Шкафам, комодам и буфетам придавали замысловатые арочные формы.      

ар нуво интерьер.jpg

Наиболее широко используемый материал — дерево. Его применяли для полов (паркет, доска), стен (панели), и для проемов. Помимо дерева, активно используются камень (плитка). Нередко использование металла, благодаря тому, что ему можно придать необходимую плавную форму. Лестничные ограждения обычно кованые. В рассвет эпохи ар нуво пользовались популярностью узорчатые обои.



мебель ар нуво.jpg

Сделанные полностью вручную стулья, диваны, экраны и кабинеты представляли собою экстраординарные сочетания металла, древесины, с сиденьями нередко обитые пергаментом или кожей. Любимым материалом был пергамент (телячья коша тонкой выделки) использовался для обивки стульев, столешниц и шкатулок.



Личности:

1. Два основных центра производства мебели во Франции - Школа Нанси и Парижская школа - задавали моду на криволинейные очертания и органические формы предметов мебели. Мебель созданная Галле, Мажорелем, Гимаром в избытке впитала в себя природные мотивы. Искусно сработанные столы, стулья, отличавшиеся органическими формами, были щедро украшены фанерой экзотических пород деревьев, бронзовой фурнитурой в виде кувшинок и стрекоз. Точно передавались растительные мотивы-изображения извивающихся растений и цветочных бутонов, плодов, овощей, насекомых и ракообразных.

2. Немецкий и австрийский мебельный дизайн пошел по пути геометрических решений, воплотившись в мебели сецессионистов, в целом более трезвой и дисциплинированной. Особенность мебели были прочные и скульптурные формы с незначительной отделкой. Мебель обнажала естественную фактуру древесины. Венские мастерские во главе с Й. Хоффманом испытывали значительное влияние линейных, геометрических форм шотландского архитектора Ч. Р. Макинтоша. Декор из прямоугольников и квадратов резко контрастировал с изогнутыми линиями. Австрия была также местом рождения гнутой мебели, созданной М. Тонеттом. В Вене Тонетт получил патент на процесс обработки паром цельной и слоистой клееной древесины. Легкая, гибкая и недорогая мебель была удивительно прочной и ассоциировалась со стилем модерн.

3. В Италии модерн был известен как стиль Либерти. Итальянским дизайнером К. Бугатти были реализованы проекты, вдохновленные множеством источников. Не слишком гармоничные и функциональные изделия обладали экзотическим обаянием художественного произведения. Бугатти создал в высшей степени индивидуальный стиль, обращаясь не только к природе, но и к неевропейским источникам вдохновения: к мавританской, египетской и японской культуре. Характерные особенности: Богатое разнообразие инкрустационных материалов, фантазийное сочетание дерева, металла кожи и шелка. Предметы мебели часто сочетают разные по функции элементы (столы снабжены полками и ящиками, а стулья встроенными лампами.



3.2.Текстиль

Ткани в стиле ар нуво, украшавшие интерьеры на рубеже веков, разрабатывались как часть единого интерьера, включали в себя гобелены и тканные ковры, занавески и скатерти, покрывала и обивочные ткани для стульев, стенные панели и каминные экраны. В орнаментах ар нуво стилизуются мотивы самых обычных растений и цветов, талантом художника открывают красоту привычных, окружающих нас растений. 

Особую популярность приобретает орнамент благодаря вполне узнаваемому, но условному изображению растений. Стилизованные водные растения с узкими длинными стеблями и листьями – лилии, кувшинки, тростник – позволяют создать настроение спокойного течения жизни. Изгибы контуров подчеркивают динамику – рост и движение растений.

Альфонс Муха.jpg

При этом особую роль отводят символизму.   Изображения растений несут свою смысловую нагрузку: орхидея символизирует великолепие, роскошь и любовь, папоротник - тишину и покой, роза - красоту жизни, лилия - чистоту и непорочность, гортензия - скромность и искренность, ирис - свет и надежду, клематис - нежность, чертополох - мужество и стойкость. Бутон, как символ зарождения жизни, становится одним из самых распространенных элементов рисунка в модерне. Часто встречается изображение мака, обозначающее переход между сном и явью, жизнью и смертью. Предпочтение отдается отдельным цветам, а не букетам, столь популярным в предшествующие века. Возникает мода на изделия, имитирующие цветок в стакане с водой.




узоры ар нуво.jpg

Причудливые очертания цветка, контрастирующие с линейностью листьев и стеблей, подчеркивают их красоту и роскошь - ирисы, орхидеи, цикламены, хризантемы, розы и др. Ирис становится эмблемой модерна. Часто используют изображения лесных цветов - ландышей, купавки, одуванчиков, чертополоха, васильков, акцентируя внимание на очаровании простоты и обыденности.


Особую популярность приобретает орнамент благодаря вполне узнаваемому, но условному изображению растений. Стилизованные водные растения с узкими длинными стеблями и листьями – лилии, кувшинки, тростник – позволяют создать настроение спокойного течения жизни. Изгибы контуров подчеркивают динамику – рост и движение растений.

В композиции всегда присутствует завиток, спиральный или квадратный. Данный элемент украшает даже такой простой узор, как меандр. При оформлении интерьера используются криволинейные линии, пронизанные экспрессивным ритмом и подчиняющие себе всю композицию оформления помещения. Отдельно можно выделить орнаментированные витражи.

Во всей Европе ткани воплощали множество замысловатых цветов и бутонов, закрученных листьев, замысловатых птиц и стилизованных животных. Использовалось богатое великолепие теплых тонов и стилизованных узоров. Более строгий подход выразился в стремлении к абстрагированию природных форм, пока они не перестали быть похожи на конкретные растения и не превратились в геометрические формы. Среди наиболее характерных образцов европейского текстиля в стиле модерн- изделия лондонской фирмы Либерти и Ко и Венских мастерских. Текстиль Либерти получил настолько широкое распространение, что в Италии модерн стал известен под названием Либерти. Один из наиболее показательных примеров влияния текстиля на стиль: знаменитая вышивка Г. Обриста узор «Удар бича». При помощи изящных стежков изображались корни, стебли и головки цветов, причудливо вьющихся на ткани. Работа продемонстрировала революционный подход к использованию традиционных методов нового дизайна.




Личности:

1. Уильям Моррис - разработал характерный стиль с плоскими, гармонично составленными и тесно переплетенными узорами из цветов и листьев и богатым колоритом. Творения Морриса имели большое влияние на многих дизайнеров тканей эпохи ар нуво.

2. Текстильный дизайн А. Х. Макмердо составленный из изгибающихся линий, стилизованные птицы и животные предвещали стиль модерн.

3. Текстиль Либерти.



Текстиль.jpg



Извилистая линия и природные мотивы.jpg


3.3. Стекло

Податливая текучая природа стекла, прекрасно подошла для плавных органических форм модерна. В стекольной промышленности, которая долгое время развивалась довольно вяло, произошел настоящий взрыв. Сотрудничество производителей с ведущими дизайнерами и ремесленниками, вначале ограниченными тиражами, сделало стекло модерна утилитарным, прославляя эстетические качества стеклянных изделий. Стекольщики стали авторами смелых многослойных произведений богатого колорита. В поисках новых возможностей они не пренебрегали предлагавшимися приемами технического прогресса. Художники стиля экспериментировали с разнообразием стекольных техник, стремясь передать тонкие цветовые вариации природного мира. Среди распространённых техник была резьба по многослойному стеклу, методы холодной, обработки - например, круговая гравировка и кислотное травление - матирование и кракелирование стекла, роспись эмалевыми красками, выдувание в форму и покрытие люстром.

Личности:

1. Дизайнер и стеклодел Эмиль Галле был пионером стиля во Франции. Многослойные стеклянные изделия Галле имели до пяти слоев различного по цвету стекла. Внешние слои частично срезались вручную или при помощи колеса, или подверглись кислотному травлению, оставляю рельефный узор на разноцветном фоне.   Пристальное изучение ботаники, история искусства и занятия рисованием в значительной степени определили образный дизайн Галле. 

2. Луис Комфорт Тиффани, сын ювелира Чарльза, был основным мастером модерна в Америке. Более всего он известен благодаря своему уникальному стекольному дизайну и своим витражным лампам, которые имели наибольший коммерческий успех. В 1880 году он запатентовал собственную разновидность радужного стекла, «Favrile» ( лат. рукотворное).


Возврат к списку