Бесплатный звонок по России
Адреса магазинов
Роскошь-Luxury
Владивосток, ул. Светланская, 143
Роскошь-Дуэт
Владивосток, Океанский проспект, 12
Роскошь Studio
Владивосток, Русская, 19а
Роскошь-Стандарт
Владивосток, Океанский проспект, 108
Роскошь-Аэропорт
Артем, ул.Владимира Сайбеля, д.45
(магазин находится в зоне вылета внутренних авиалиний)

Стили: Классицизм

Текст статьи содержит ознакомительную информацию о стиле, послужившем творческим источником для дизайнеров ЮБ Роскошь, создавших коллекцию «Троя».

Происхождение:

1. Древняя Греция рубеж VI - V вв. до 338 г. до н.э.

Периоды проявления:

1. Неоклассицизм, Франция (около 1750 – начало 1850 гг.).

2. Русский  неоклассицизм (вторая половина XVIII — первая половина XIX веков).

Основные черты:

1. Формы четкие, геометричные; линии строгие, повторяющиеся горизонтальные и вертикальные; рисунок  плавный, обобщенный.

2. Симметрия и четко выверенный ритм в архитектуре и орнаменте.

3. Базовая геометрическая фигура: прямоугольник.

4. Преобладающие цвета: белый, цвет слоновой кости, бежевый,  голубой, насыщенные оттенки зеленого, розового, пурпурного.

5. Статичная композиция.

6. Сдержанный орнамент. Круглые и ребристые колонны, пилястры, статуи, кессонный свод.

7. Материалы: камень, кирпич, древесина, лепнина.

8. Дорогостоящие материалы: ценные породы дерева, мрамор, камень.

Основные характеристики:

1. Строгое соблюдения ряда правил, канонов.

2. Полное соответствие форм и их конструктивной основы.

3. Мифологические сюжеты, Герои и Боги.

Символы  или константы стиля:

1. Ордерная система.

2. Объёмность и монументальность.

3. Человеческие тела, меандр, пальметта, акант.

4. Культ красоты духовной и физической.



Эпоха классицизма в истории Древней Греции, согласно принятой периодизации, охватывает время с конца VI века до 338 г. до н.э. Это было время наивысшего подъема и расцвета Греции, время господства такой формы социально-экономической и политической организации общества, как полис. Именно полисной формой организации общества объясняются основные особенности развития древнегреческого общества, в том числе характер культуры и искусства.

Интерес древних греков к человеку, разуму и природе в полной мере отразился в искусстве. Он выражался в пристальном внимании к окружающей реальности, и идеализации этих наблюдений. Смешение натурализма и идеализации обрело форму, которая сегодня называется классическим греческим искусством.

Классицизм.jpg


Культ красоты физической и духовной, образ-атлета.jpg

Все усилия древних греков были направлены на развитие личности. О стремлении к физическому совершенству свидетельствуют Олимпийские игры. Особо культивировался образ атлета, выступавшего на состязаниях обнаженным. Идеал красоты обнаженного тела распространился и в повседневной жизни: греки занимались гимнастикой, следили за личной гигиеной, волосами, делали прически, пользовались косметическими средствами.

Поддерживая существующие в обществе ценности – идеальные интеллектуальные и физические качества, художники изображали совершенные тела в  безупречном пространстве. Вера в то, что боги похожи на идеальных людей, была частью греческой культуры  красоты.

Самый мощный творческий подъем наблюдался в Афинах, где произведения искусства, такие как росписи, рельефы, статуи - украшали общественные и религиозные центры. Среди сюжетов – мифы, герои, боги и богини.



Орнамент в стиле классицизм

Древнегреческое орнаментальное искусство развивалось в основном в двух направлениях: вазопись и архитектурный декор. По вазописи можно проследить во всех подробностях историю развития греческой орнаментики; архитектура как бы подхватывает и продолжает эту историю, в то же время, демонстрируя полихромные особенности греческого орнамента.

Первоначально в греческом орнаменте преобладали мотивы восточного происхождения (сфинксы, грифоны). Но в период классицизма они вытесняются сюжетами, взятыми из жизни окружающей природы, или геометрическими.

Одним из важных в орнаменте Древней Греции был ясно выявленный ритм, построенный на чередовании одинаковых элементов, на основе их равенства между собой. 

Основными качествами греческого орнамента становятся легкость и гармония, символическое содержание отодвигается на второй план. Орнамент статичный и уравновешенный, с ясными и четкими членениями прямых линий, квадратов, прямоугольников, кругов и овалов. Колористические решения орнамента сдержанные.

Строгая симметрия геометрического орнамента, составленного из простой комбинации вертикальных, горизонтальных линий и прямых углов, превращена греками в гармоническое совершенство. Правильность и симметрия – важное правило греческого орнамента. Основных форм орнамента мало, но они варьируются и комбинируются до бесконечности. Орнамент всегда замкнут в круг — круг бытия, — огибая фриз здания, тело сосуда или четырехугольное поле ткани. Сюжеты орнамента всегда размещены на строго определенном месте. Декоративные украшения гармонически сочетаются с конструкцией предмета. 
Орнамент.jpg


Орнаментальные-мотивы.jpg

Орнаментальные мотивы

Широко применялся меандр – квадратный или круглый, спираль, ионики, перлы, плетенка, комбинации из всевозможных кривых, яйцеобразный орнамент (овы) и др. Очень распространены были мотивы пальметты, стилизованный акант, который появился вместе с коринфским ордером. Часто использовалось изображение листьев алоэ, всевозможных водяных растений, винограда, плюща, цветов жимолости, лавра и оливкового дерева. Из зоологических форм особое распространение получила голова быка. Впоследствии все эти формы были использованы как мотивы многими народами.

В орнаментальных мотивах классицизма распространены розетки – квадратные, четырехугольные, овальные, листья аканта и лавра, цветы, свивающиеся в гирлянды.

Аттические краснофигурные вазы показывают, какую значительную роль может играть орнамент при создании художественного образа в прикладном искусстве. Именно орнамент, составляющий их декор, стал основным выразительным средством при создании художественного образа этих памятников древнегреческого искусства. 

Мотивы в виде орнаментированных тяг, кессонов, мозаичных композиций, украшающих пол, занимали большое место в оформлении интерьеров греческих культовых и общественных зданий.



Живопись

Революционная идея живописи классицизма заключалась в том, что все персонажи изображались молодыми, полными сил, стройными с безупречными пропорциональными торсами и мускулистыми конечностями. Прежде, во всех культурах изображаемые объекты намеренно упрощались и стилизовались. Здесь же художник впервые  досконально изучал модель и старался изобразить ее максимально правдоподобно. Впервые появляются перспектива и текстура.

Именно к эпохе классицизма относится живописное новшество, утраченное впоследствии и заново открытое в эпоху Возрождения: искусство светотени. Первым начал использовать полутона Аполлодор Афинский, за что получил прозвище Тенеписец, в его картинах впервые присутствовала перспектива. Введение светотени имело для развития реалистической живописи огромное значение. 

Из-за особенностей климата, а также потому, что многие картины писали по дереву, большая часть греческих произведений не сохранилась, но существуют их древнеримские копии.

Среди греческих живописцев V в. до н. э. следует отметить Полигнота (первая половина V в. до н. э.).

Наибольшей известностью пользовались картины, написанные Полигнотом в Лесхе, в Дельфах, на стенах храмов, изображавшие взятие Трои, отплытие греков и посещение Одиссеем подземного царства. Фигуры на его картинах были исполнены очерком и окрашены несколькими красками, выделявшимися на цветном фоне стен. Несмотря на полное отсутствие в них построения человеческого тела и перспективы, в истории живописи это был значительный шаг вперед, так как в них читались ритмичность композиции, благородство форм и выразительность – качества, которые отсутствовали в произведениях архаического периода.

Еще одним выдающимся художником классицизма был Тиманф. Одна из его картин - Жертвоприношение Ифигении, на которой изображен, Агамемнон, стоящий погруженный в печаль, а его дочь несут для принесения в жертву  богине Артемиде. 

Но основным памятником живописи этого периода считается вазовая роспись, продолжавшая реалистические традиции архаической эпохи. 

Живопись.jpg


Краснофигурная и чернофигурная вазопись.jpg

Керамика

Изначально керамика не считалась видом искусства, но греки обратились и к ней в поисках совершенства. Их керамика была не только искусно изготовлена, выверенных форм, но и украшена росписями.

Росписи на керамике дают представление о живописных полотнах того времени, поскольку вазописцы использовали опыт своих современников, художников, чьи работы сейчас безвозвратно утрачены.

Вазописцы классицизма стремились воссоздать в своих работах ряд исторических событий с главными и второстепенными персонажами. Отсюда возникла необходимость в новых приемах и решениях.

В эпоху раннего классицизма продолжала развиваться краснофигурная техники вазописи, которая была признана более реалистичной и совершенной, чем чернофигурная. Кроме этого, при исследовании краснофигурных сосудов этого периода было отмечено, что круг отображаемых сюжетов значительно расширился. На них изображали целые эпизоды из эпических произведений, сложные групповые композиции. Вместе с тем, усовершенствовались художественные приемы передачи важных событий и бытовых сцен.



Мастера использовали обширную цветовую гамму. Например, некоторые детали отображались при помощи белой, черной, красной или желтой краски, благодаря чему сюжеты выглядели более ярко и жизненно.

Характерно, что вазописцы второй половины V в. до н. э. (конца  раннего и начала высокого классицизма) стремились передать эмоции и чувства. Некоторые персонажи выглядели задумчивыми и печальными.

В искусстве вазописи эпохи позднего классицизма применялись новые цвета (голубой, розовый, зеленый), которые, в сочетании с рельефными узорами, создавали эффект природной гармонии. Еще одним важным достижением считается изменение техники отображения деталей. Так, вместо пера во многих случаях теперь использовалась кисть, а элементы выглядели уже не утонченными, а размытыми, что делало сосуды этого периода своеобразными и неповторимыми.

Также, в поздних работах все чаще прослеживались уникальные рельефные детали. В этот период зародилась новая тенденция, которая позднее обрела популярность – использование позолоты. 

Вазопись.jpg
 

Афинский Акрополь, Парфенон.jpg

Архитектура

Пятый век до нашей эры ознаменовался великолепными архитектурными постройками. В это время создаются наиболее совершенные религиозные и светские памятники культуры.

Основным типом общественного здания по-прежнему остается храм. Преобладающим типом храма в V в. до н. э. становится дорический периптер (прямоугольное в плане сооружение, обрамлённое с четырёх сторон дорическими колоннами в один ряд).

Самым знаменитым архитектурным памятником эпохи классицизма является храмовый комплекс - афинский Акрополь. Разрушенный персами в 480 году до н. э., он заново отстраивается на протяжении всего V века до н. э. под общим руководством скульптора Фидия. В строительстве принимали участие выдающиеся зодчие того времени: Иктин, Калликрат, Мнесикл. Ансамбль Акрополя считается вершиной древнегреческой архитектуры, символом эпохи наивысшего расцвета и могущества Афин. Он включал ряд сооружений — пропилеи (парадные ворота), храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы). Здесь же возвышался и главный храм Афин — Парфенон. 

Парфенон был воздвигнут из пентеликонского мрамора в виде периптера, окруженного дорическими колоннами. Фронтоны (завершение фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания) храма украшены скульптурами богов. На рельефном фризе (декоративный элемент в виде горизонтальной полосы или ленты, обрамляющий или увенчивающий ту или иную часть архитектурного сооружения), который сплошной лентой опоясывает верхнюю часть целлы (внутренняя часть) храма, изображено торжественное шествие афинского народа в день праздника Великих Панафиней, посвященных богине Афине, покровительнице города. Ни одна из 500 фигур фриза не повторяет другую, движения людей и животных полны естественности и свободы, на метопах дорического фриза изображены битвы греков с троянцами, кентавромахия и гигантомахия (войны с кентаврами и гигантами).

В скульптурных украшениях Парфенона получили отражение вся история и мифология древних греков. Прекрасно найденные пропорции, тонкая лепка архитектурных деталей, великолепное сочетание архитектуры и скульптурного оформления делают Парфенон одним из шедевров мировой архитектуры. 


Хотя главным центром художественной творческой деятельности были Афины, другие области Эллады также были украшены новыми великолепными постройками. Среди них храм Зевса в Олимпии, характерный образец так называемого «сурового» стиля, царившего в дорических землях в первой половине V в. до н. э. Немало памятников архитектуры можно встретить в Сицилии и Южной Италии: святилище Зевса в Агригенте, шестиколонный храм Посейдона в Песте в Лукании.

Наследие древнегреческой архитектуры лежит в основе всего последующего развития мирового зодчества и связанного с ним монументального искусства. Причины такого устойчивого воздействия греческой архитектуры заключаются в простоте, правдивости, ясности композиций, гармоничности и пропорциональности общих форм и всех частей, в пластичности органичной связи архитектуры и скульптуры, в тесном единстве архитектурно-эстетических и конструктивно-тектонических элементов сооружений. Древнегреческая архитектура отличалась полным соответствием форм и их конструктивной основы, составлявших единое целое.

Основная конструкция — каменные блоки, из которых выкладывались стены. Колонны, антаблемент (лежащее на опоре колонне перекрытие) обрабатывались различными профилями, приобретали декоративные детали, обогащались скульптурой. Греки доводили обработку архитектурных сооружений и всех без исключения деталей декора до высочайшей степени совершенства и отточенности. Эти сооружения можно назвать гигантскими произведениями ювелирного искусства, в которых для мастера не было ничего второстепенного. 

Храмы Древней Греции.jpg
Динамичная скульптура.jpg


Скульптура

Вместе с развитием архитектуры появлялись и новые решения в искусстве декоративной и объемной скульптуры. Культовые здания украшались не только изваяниями божеств, но и рельефные мраморными изображениями мифологических и реальных сцен борьбы на фронтонах. Эти элементы, которые отображали моменты истории страны, можно было увидеть, в частности, на храмах Афины и Зевса.

В этот период (с V века до н. э.) скульпторы переходят от статичности к динамике, усложняют позы, появляется асимметрия, внутреннее движение. Лицо начинает отражать чувства и внутренний мир, хотя еще остается идеал скульптурного образа спокойствия («олимпийского») и красоты. Помимо мрамора широко используется бронза. 

Никогда прежде скульпторы не копировали живые модели. Впервые в истории стали известны имена художников, выделявшихся из общей массы безызвестных ремесленников. У истоков классического искусства стояли три скульптора, а художественные традиции их школ сохранялись еще долго после их смерти.

Самыми известными скульпторами классицизма (V век до н. э.) были Фидий, Мирон, Поликлет.


Мирон из Элефтер работал около 480–440 гг. до н. э. Он создавал статуи богов и героев, но стал известен благодаря образам атлетов в мощных, динамичных позах. «Дискобол» Мирона, созданный около 450 г. до н. э., — убедительный пример скульптуры, изображающей тело в движении. Несмотря на то, что подлинник утрачен, сохранилось несколько римских копий. Статуя изображает юного атлета в момент, когда он готов метнуть тяжелый диск и тело развернуто перед броском. Его физический облик вызывал восхищение: тело гармонично и спокойно, рельефные мышцы напряжены, но не гипертрофированы. Вся фигура выразительна, реалистична и безупречна.

Фидий (500–432 гг. до н. э.) считается одним из величайших греческих скульпторов, который способствовал возвышению Афин после победы над персами. Фидий отвечал за сооружение главных скульптур города: он руководил постройкой Парфенона и создал его скульптурные украшения. Его статуя Зевса в Олимпии считалась в древности одним из семи чудес света. Он также является автором двух статуй Афины на Акрополе, одна из которых была так велика, что ее было видно издалека, с моря. Творчество Фидия характеризуется пристальным вниманием к деталям и искусным выполнением складок ткани.

В своих скульптурах Фидий применял пропорции золотого сечения. «Золотое сечение», как его называли греки, это соотношение пропорций, которое приятно человеческому глазу. Золотому сечению соответствуют внешние параметры Парфенона и все греческие скульптуры. Например, у статуи Афины расстояние от макушки до уха соотносится с расстоянием ото лба до подбородка или от ноздри до мочки уха.



Скульптуры Мирона и Фидия.jpg
Скульптуры Поликлета, Праксителя, Лисиппа и Скопаса.jpg


Его современником был скульптор Поликлет, работавший в V — начале IV в. до н. э. Он создавал идеальные фигуры в расслабленных естественных позах. Он создал строгий математический канон для воплощения образа идеального гражданина,  физически и духовно совершенного человека – контрапост (от итал. contrapposto - «противоположность»). Контрапост – прием изображения фигуры в искусстве, когда положение одной части тела контрастно противопоставлено положению другой части, например, верхняя часть корпуса показана в повороте,  а нижняя - фронтально. Контрапост динамизирует ритм фигуры, позволяет передать её движение или напряжение, не нарушая общего равновесия форм, усиливает трёхмерность изображения. Этот прием считается   характерной чертой стиля Поликлета.

Наиболее прославленными скульпторами IV в. до н. э. – это Пракситель, Скопас, Лисипп.

Пракситель (приблизительно 390 — 330 до н. э.), ведущий представитель позднего классицизма, впервые в греческом искусстве показал красоту обнаженного женского тела. В отличие от него Скопас (IV в. до н. э.) показывает глубокие чувства и драматические ситуации. Лисипп (вторая половина IV в. до н. э.) стремился создавать жизненно достоверные статуи. В портретных бюстах Сократа, Александра Македонского он выразил сложную борьбу и внутренний мир человека. 

Одними из лучших образцов позднего классицизма скульптурного ремесла являются уникальные рельефные надгробные изображения, благодаря которым можно было получить представления и о характерах людей, и о философском отношении греков к смерти. Глубокая печаль, которой были проникнуты эти изваяния, удивительным образом сочеталась с нежностью и спокойствием.


Классицизм стал основой для целого пласта европейской культуры, и оказал огромное влияние на развитие многих современных стилей. В стиле классицизм построено огромное количество памятников архитектуры в XIX – XX веках, создано множество скульптур и предметов быта. Его элементы и на сегодняшний день используются для украшения современных зданий, интерьеров, мебели. В стиле классицизм создают одежду, аксессуары и украшения многие дизайнеры. Классицизм стал интернациональным стилем, актуальным вне зависимости от времени и места.

Классицизм сегодня.jpg


Возврат к списку