Бесплатный звонок по России
Адреса магазинов
Роскошь-Luxury
Владивосток, ул. Светланская, 143
Роскошь-Дуэт
Владивосток, Океанский проспект, 12
Роскошь Studio
Владивосток, Русская, 19а
Роскошь-Стандарт
Владивосток, Океанский проспект, 108
Роскошь-Аэропорт
Артем, ул.Владимира Сайбеля, д.45
(магазин находится в зоне вылета внутренних авиалиний)

Орнаменты: Японский орнамент

Источник вдохновения

В Японии искусство орнамента формировалось несколько веков. В итоге была создана самобытная система, наполненная определённым смыслом и имеющая строгие критерии употребления.

Японский орнамент — источник творческого вдохновения коллекции «Хокусай»

Кольцо из белого золота с бриллиантами из коллекции «Хокусай»
Кольцо из белого золота с бриллиантами из коллекции «Хокусай»

Узор и форма

Традиционная религия Японии — синтоизм, обожествляет объекты природы и явления. Поклонение духам отображено в орнаменте. Для орнамента и японского стиля в целом верно утверждение, что в окружающей среде все упорядочено и тесно связано между собой.

Основные качества национальной традиции Японии — это принцип асимметрии и свободное соотношение декора и формы. Узор и форма не подчинены друг другу, а наоборот, контрастно противопоставлены.

В произведениях всегда присутствует строгая логика и целесообразность. Гармония основана на равновесии цветовых сочетаний, на точном соотношении пустого и заполненного декором пространства.

Периоды развития японского орнамента

Периоды Асука и Нара

Период с VI по VIII века характеризовался активным заимствованием орнаментов и узоров из Китая и Кореи. Многие из этих узоров, проникали в Восточную Азию по Великому шелковому пути из Индии.

На одежде помещали изображения мифических животных и растений, ассоциировавшихся с силой и властью. Например, благоприятными узорами считались феникс и дракон, которые были способны отгонять злых духов, а также давать человеку силу и власть. В качестве оберега использовали изображение китайского льва, который во многих культурах был царем зверей.

Периоды Хэйан и Камакура

В период c IX по XIV века орнаменты приобретают новые значения в соответствии с японскими традициями. В искусстве начинают ценить красоту таинственного — югэн («сокровенный, тайный, мистический»).

Благодаря изобретению японской слоговой азбуки (кана), появляется каллиграфический орнамент, в котором буквы вплетались в декор так, что их сложно отыскать в общей композиции. Этот вид дизайна получил название «асидэ» и стал типичным для того времени.

В период Камакура власть аристократов перешла к воинам — самураям. Японский фамильный герб (мон или камон) был широко распространен в эти периоды как отличительный знак воинского дома или группы самураев, объединенной общими интересами. Многие узоры, ставшие позже гербами, первоначально были просто рисунками при окраске тканей.

Периоды Муромати и Момояма

В XV — XVI веках повсеместное распространение в Японии получила школа буддизма Дзэн, а вместе с ней искусство чайной церемонии и аранжировки цветов. В качестве мотивов орнамента стали использовать ритуальные буддийские предметы. В искусстве сформировался стиль ваби — покоя, тишины, скромности. Ваби — это отсутствие нарочитого, красота простоты. С этим понятием связана практичность, функциональность и утилитарная красота предметов.

В качестве узоров стали изображать предметы, которые ранее находились вне рамок эстетики. Многие ремесленные товары стали использовать в качестве мотива декора предметов и одежды. В этот период на ширмах, веерах и прочих предметах интерьера была популярна роспись тушью.

Расписанные тушью ширмы
Расписанные тушью ширмы
Пейзажи на одежде
Пейзажи на одежде

Период Эдо — многообразие узоров и орнаментов

Мирное развитие внутренней экономики в XVII веке, повышение благосостояния городского населения, закрытие страны благотворно сказалось на развитии культуры. Техника исполнения росписи по ткани «юдзэн», способом нанесении четких белых границ между элементами рисунка разных цветов, позволила изображать на одежде сложные пейзажи.

Типичными становятся изображения бытовой жизни людей, жанровые сцены. Благодаря распространению грамоты в народе, новое прочтение получили классические произведения поэзии и прозы, что повлияло на интерпретацию орнаментов на литературные темы.

В эпоху с XVII по XVIII века появились печатные каталоги орнаментов кимоно — хинагата-бон, которые заменили традиционные книги заказов, где каждый заказ подробно описывался со слов заказчика. Книги хинагата и цветная гравюра стали первыми журналами мод в Японии, на основе которых горожане делали заказы на изготовление одежды.

Виды узоров и орнаментов

Один орнамент часто несет в себе сочетание нескольких стилей. Философский смысл, вкладываемый в орнаменте, и символизм изображений позволял в небольшом узоре воплотить целую эпоху развития страны или жизнь древнего рода. По типу и конфигурации узоров можно четко проследить историю страны, определить эпоху, в которую орнамент рисовали.

Все существующие орнаменты можно разделить на следующие категории:

Растительный
Особую роль отводили цветочному узору. Этот вид искусства остается популярным и относится к визитной карточке Японии.
Животный
Предметы быта
Поэтические мотивы (орнаменты, основанные на литературе)
Пейзажи
Жанровые сцены
Геометрические узоры

Цвет и ритм

Цвет

Цветовые коды японской изобразительной системы восходят к китайской пятичленной космологической модели вселенной: ее ориентации по странам света, включенности в годичный цикл, соотнесенности со стихиями (земля, дерево, огонь, металл, вода) и природными сущностями (гром, ветер, солнце, холод, луна). Согласно ей существуют пять основных, или правильных, цветов — белый, черный, желтый, красный и синий (зеленый).

Символика цвета могла менять реальные цвета природных объектов, например, сине-зеленые облака означали весну, красные — лето, белые облака — осень, черные — зиму.

Белый цвет был священным, божественным цветом, и император как потомок бога на главные синтоиские ритуалы надевал белые одеяния. Белый цвет соотносился с западом, осенью, холодом, металлом, зверем (Белым тигром), долгом и справедливостью, со спокойствием и чистотой.

Чёрный — традиционный мужской цвет в Японии. Чёрный цвет обозначал север, зиму, страну смерти, луну, воду, мудрость и рассудительность. С ним были связаны черепахи и пресмыкающиеся.

Символика красного цвета: мир, безопасность, процветание семьи. Красный также символизировал лето, юг, огонь, солнце, птицу феникс, всех пернатых, ритуальное благоговение, твердый характер. Позже к значению добавляется власть и богатство. Цвет праздника. В театре Кабуки красные полосы на лице актеров означают справедливость, доблесть, а алые — магию, колдовство.

При помощи слова «аой» обозначаются все оттенки синего, голубого и зеленого. Цвет бесконечности и всего мистического. С синим/зеленым цветом ассоциировались восток, весна, дерево, ветер, бирюзовый дракон (водный дракон), насекомые, гуманность.

Желтый цвет соответствовал понятиям центра, земли, природной сущности грома, символизировал искренность и человека.

Ритм

В японском орнаменте ритмы делятся на метрические (равномерные) и неравномерные.

Метрические узоры, многократно повторяющиеся, создают статичный орнамент. Повторения мотивов, фигур и интервалов между ними равномерные.

Неравномерные узоры, более характерные, так как японский орнамент отличает асимметрия. Неравномерный ритм японского орнамента делают его динамичным. Ритмическая повторяемость мотивов и элементов этих мотивов, их наклоны и повороты, поверхности пятен мотивов и интервалы между ними могут быть абсолютно любыми, располагаться по замыслу автора где угодно.

Символизм

Есть два основных критерия которыми пользуются Японцы при выборе орнамента — сезонность и хороший смысл узора, которые дополняются третьим — индивидуальным вкусом человека. Каждый узор должен был иметь также благоприятное лексическое выражение. Японцы до сих пор считают, что слово может навлечь беду или, наоборот, принести удачу.

Мотивы и элементы орнамента всегда несут в себе тайный смысл или символику: журавль — символ процветания, удачи и долгой жизни; птицы, бабочки и мотыльки, особенно сидящие на цветах, говорили о любовных переживаниях, пожелании счастья; редька — символ силы и мощи; апельсин — продолжение рода; лотос — целомудрие; вишня (сакура) — нежность; бамбук — стойкость и мужество; утка мандаринка — символ супружеского счастья и верности.

Названия узоров

Многие узоры имеют собственные названия. Например, традиционный узор сей-гай-ха (волна голубого океана). Водный поток — связан со словом «течь, утекать», что вроде бы говорит о недолговечности, непостоянстве, когда что-то безвозвратно уходит.

Шестигранный узор в виде пчелиных сот называется кикко: (черепаший панцирь) и символизирует добрую судьбу. Круглые хризантемы образуют узор маругику, он часто использовался на тканях для кимоно.

Единственным элементом узора уро-ко-мон был равнобедренный треугольник. Из сотен таких треугольников составлялись пирамиды разной величины. Сакура — цветы вишни.

После открытия Японии в 1855 году для внешнего мира японские товары и произведения искусства в большом количестве стали поступать в Европу. Японское искусство первое и единственное в мире, которое оказало огромное влияние на европейское искусство в целом. Также, благодаря японскому искусству на западе возник стиль модерн, а японские орнаменты оказали влияние на орнаменты ар деко.

Изделия коллекции «Хокусай»

Возврат к списку