Украшения в стиле ампир всегда выглядят дорого и не требуют пояснений. Наполеон стал родоначальником стиля и первым учредителем наградного символа-ордена за заслуги перед отечеством. В коллекции орден используется как творческий источник.
Орден
Орден
Современные ордена берут своё начало из Средневековья. Орден — это организация (Орден Тамплиеров или Масонов), принадлежность к которой сопровождается символикой, эмблемой. Эти эмблемы сейчас часто и называют орденами. Они присуждались верным подданным, которые имели дворянское происхождение. Обычному человеку получить их было невозможно.
В 1802 году Наполеон основал Почётный легион — это орден, вступить в который мог абсолютно любой гражданин, отличившийся заслугами перед страной. В России и США орден используется как отличительный знак за заслуги перед государством.
Основные черты стиля ампир
Основные черты стиля ампир
Спокойная уравновешенность форм. Формы простые и элегантные. Изогнутые линии сочетаются с прямыми.
Симметричные формы. Монументальность. Соединение античности и рационализма. Холодная торжественность.
Базовые геометрические фигуры: круг, квадрат.
Чистые, насыщенные цвета, дерзкие цветовые контрасты.
Статичная композиция, элементы античной и воинской символики.
Геометрически выверенная орнаментальность. Декор служит для прославления Империи.
Дорогостоящие материалы: древесина светлых или красных пород, бронза, полированный камень.
Ампир в ювелирных украшениях
Ампир в ювелирных украшениях
Ювелирные украшения стиля ампир имеют хорошо выраженную простую геометрическую форму. Как правило, украшение стремится к квадрату, кругу или овалу. Изделия выглядят лаконично, уравновешенно и геометрически точно. Форма украшения следует строгой симметрии композиционных посторенний.
Центр украшений представляет собой минимально декорированную часть. Обычно это эмалевое покрытие (гильош) или крупный драгоценный камень первой категории.
Периметр украшения заполняется распространёнными греческими орнаментами, изображениями гирлянд, дубовых листьев, щитов, орлов, колосьев, знамён, факелов. Несмотря на качественную работу, украшения стиля ампир сохраняют двухмерность и плоскостность.
Для драгоценных камней важен свет, а для ампира — цвет
Для драгоценных камней важен свет, а для ампира — цвет
Для Ампира характерны чистые насыщенные краски. Изумрудный, синий, венге, красный, золотой, белый и чёрный составляют палитру стиля. Золотые и бронзовые оттенки привносят в этот цветовой набор блеск богатства и ассоциируются с торжеством победителя.
Доминирующими вставками стиля ампир являются бриллианты и драгоценные камни первой категории: рубины, сапфиры и изумруды. До конца XVIII века драгоценные камни вставляли исключительно в закрытые оправы, не пропускавшие свет с оборотной стороны камня. Такой тип оправы позволял ювелирам усиливать, подправлять и изменять цвет камня, подкладывая под него в оправу цветную фольгу. Эта техника значительно уменьшала блеск и «огонь» в камне.
На рубеже веков ювелиры, признав влияние света на игру бриллиантов, стали закреплять их цангами. В украшениях этого периода крупные камни обычно находятся в открытых оправах и окружены мелкими камнями в закрытых оправах.
Стиль императоров
Стиль императоров
Ампир как пафосный неоклассицизм родился во Франции, но в разное время, триумфально прошагал по многим государствам Европы. Желание правителя показать блеск и силу империи, в любом государстве добавляет стилю агрессивного шика в деталях.
В России ампир отметился дважды. В период высокого александровского классицизма получил распространение в градостроительных ансамблях Санкт-Петербурга и Москвы. А в период сталинского ампира создал неповторимый облик Москвы.
Стиль прямо заимствует архитектурные типы и формы древности (триумфальные арки, обелиски), мотивы декора интерьеров (антикизированные египетские рельефы и орнамент, помпеянский стиль и т.п.), наполнен нарочито парадным и холодновато-торжественным, театральным пафосом. Главными архитектурными формами ампира считаются триумфальная арка и триумфальная колонна.