Авангард — это всегда начало! Предшествие.
Базовый образ
Отрицание традиционного
Охота на слово
Считается, что слово «авангард» прибыло в Россию из европейских языков и имеет военную окраску (от французского avant-garde — передовой отряд).
«Avant» по-французски — перед, не предлог, а существительное. Второй корень «garda» — защита. У рапиры и шпаги гарда защищает руки от оружия противника.
Отрицание существующего
Отрицание существующего
Искусствоведы различных направлений сходятся в одном: основа авангарда анархическое, субъективистское миропонимание, утвердившееся на фоне глубокого кризиса буржуазной культуры 20 века. «...состоит целиком из отрицания старого».
Авангардное искусство возникло и существует как выражение крайних, пограничных состояний человеческой психики. Отсюда и шокирующие способы его проявления — литературные манифесты и эпатажные выставки, декларирующие подчеркнуто — демонстративный отказ от традиций классики.
Для авангарда характерны явления, целенаправленно вызывающие у людей состояние эмоционально—эстетического шока.
Здесь не на что смотреть
Здесь не на что смотреть
Противники авангарда в своей критике вполне обоснованно упирают именно на его разрушительную сущность, называя авангард искусством апокалипсиса.
У современных критиков авангарда есть исторические предшественники — в нацистском Берлине в 1937-38 г. с подачи пришедшего к власти Гитлера проходит выставка «Дегенеративное искусство» с работами немецких экспрессионистов: художники представлены там как больные уроды, извращенцы, враги режима и немецкой расы. После выставки начинается настоящая «охота на ведьм» — авангардные работы конфискуются , выбрасываются из музеев, сжигаются, а их авторам грозит физическое уничтожение как неполноценным немцам.
Это наглядная иллюстрация к тому, каким преследованиям и гонениям подвергалось в периоды своего возникновения авангардное искусство. Оно всегда являлось мишенью для безжалостных насмешек и презрения обывателей, объектом преследования официальных властей и поводом для ожесточенной искусствоведческой критики.
Авангард от этих дискуссий только выиграл — сегодня он символизирует современное искусство. Работы авангардистов на пике моды, они пользуются огромной популярностью и покупаются за баснословные суммы на международных аукционах.
Направления авангарда
Кубизм, Пабло Пикассо
Направления авангарда
Кубизм, Пабло Пикассо
Искусствоведы различных направлений сходятся в одном: основа авангарда анархическое, субъективистское миропонимание, утвердившееся на фоне глубокого кризиса буржуазной культуры 20 века. «...состоит целиком из отрицания старого».
Авангардное искусство возникло и существует как выражение крайних, пограничных состояний человеческой психики. Отсюда и шокирующие способы его проявления — литературные манифесты и эпатажные выставки, декларирующие подчеркнуто — демонстративный отказ от традиций классики.
Для авангарда характерны явления, целенаправленно вызывающие у людей состояние эмоционально—эстетического шока.
Суприматизм, Малевич и Матисс
Суприматизм, Малевич и Матисс
Модерн самоутверждается разрушением традиций. Как и любое искусство , он вторичен по отношению к жизни и не может создать ничего истинно нового — только новое виденье уже существующей реальности. И картины кубистов — более ли менее условное отображение действительных предметов окружающего мира, переданное через субъективное восприятие художника.
Анри Матисс был гораздо ближе к истине, когда заявил, что кубизм является своего рода описательным реализмом.
Дадаизм
Дадаизм
При абсолютном несходстве взглядов и творчества авторов можно отметить главное: дадаисты изобрели радикально новые методы, чтобы выразить панику, хаос, ужас, растерянность послевоенного общества. Были созданы и теоретически обоснованы принципиально новые виды искусства.
Плакат, монтаж, коллаж, рельеф, пространственная композиция, бытовые предметы в авторском оформлении стали таким же полноценным направлением в искусстве, как живопись и скульптура. Лозунг, манифест, неологизмы, свободные ассоциации вошли в литературу, как ее неотьемлемая составляющая.
Поп-арт, Энди Уорхол
Поп-арт, Энди Уорхол
Это базовая культура общества массового потребления. Это лицо мегаполиса. Его эстетика — реклама и звёзды СМИ. Средства выражения — промышленно производимые серийные предметы повседневного спроса.
Поп-арту изначально присущи стёб, ирония, которые используют в качестве обьекта растиражированные клише культуры массовой. Но направлены они не на разрушение этой культуры, а скорее на пропаганду стереотипов индустриального общества.
Природа поп-арта двойственна: культура — но массовая, навязчивая — но и желанная, пустая и наполненная, содержательная и одновременно нет. Это состояние «люблю-ненавижу» и есть суть поп-арта и работ его наиболее известного представителя Энди Уорхола.