Стиль Bauhaus своим названием обязан высшей школе строительства и формообразования.
Школа основанная в 1919 году в Веймаре архитектором Вальтером Гропиусом, просуществовала всего 14 лет, но стиль и идеи людей, которые свято верили в простоту формы и функционализм, сделали огромный вклад в культуру не только того времени, но и в дизайн и архитектуру современности.
Базовые элементы
Круг, треугольник, квадрат
Форма и цвет, синхронная поддержка друг друга
Преподавателями школы Иоганнесем Иттеном и Василием Кандинским разрабатывались идеи воздействия на человеческое восприятие точек и линий, взаимодействия формы и цвета. Иттен считал, что тяжесть красного цвета ассоциируются со статикой квадрата, невесомому характеру треугольника соответствует желтый цвет, а кругу — синий. Как для трёх основных цветов — красного, жёлтого и синего, так и для трех основных форм — квадрата, треугольника и круга должны быть найдены присущие им выразительные характеристики.
В целом можно сказать, что квадрат — это символ неподвижной материи, треугольник, излучающий себя во все стороны, является знаком мысли, а круг — вечное движение духа. Для цветов второго порядка подбирались соответствующие им формы: для оранжевого — трапеция, для зелёного — сферический треугольник и для фиолетового — эллипс.
Подчинённость определённого цвета соответствующей ему форме предполагает некий параллелизм. Там, где цвет и форма согласованы в своей выразительности, их воздействие на зрителя удваивается. Картина, воздействие которой определяется главным образом цветом, должна подчинять форму в её композиции цвету, а картина, в которой художник придаёт главное значение форме, в своём цветовом решении должна идти от формы.
Цвет
Цвет
Общеизвестна концепция относительно цветовой гармонии и цветовых взаимодействий И. Иттена «Основы цвета». К примеру, желтый цвет распространяется в стороны и тем самым приближается к зрителю; синий сокращается, уходит от зрителя; красный стабилен. Оранжевый — это красный, приближенный к наблюдателю посредством желтого, а фиолетовый — красный, удаленный от зрителя синим. Пространственное воздействие цвета может зависеть от различных компонентов. В самом цвете есть глубина за счёт контраста светлого и тёмного и изменения насыщенности цвета и его распространения.
Иттеном проводились исследования, в результате которых он пришел к заключению, что шесть основных цветов на чёрном фоне в соответствии со ступенями проявления их глубины соотносятся с пропорциями золотого сечения. Им же была опубликована теория цветовой выразительности и цветовых впечатлений.
Родоначальник абстракционизма В. Кандинский отказался от изображения реальной действительности, считая, что цвет обладает способностью к самостоятельному выражению ощущений и чувств, по аналогии с музыкой.
П. Мондриан «освободил» содержание произведения от предметных образов в замен на их геометрические абстракции. Он и его последователи полагали, что чистые, конструктивные геометрические формы выгодно отличаются от неопределенности природных форм; создают логическую, правильную, статистически уравновешенную красоту.
Принципы Bauhaus
Принципы Bauhaus
Идея, предмет, форма: должны быть простой, современной и функциональной. Красота не живет без пользы.
Действующий функционализм. Слияние формы и функции. Синтез искусства и техники. Рациональное использование материалов.
В пространстве всё должно быть функциональным, дизайн в горизонтальной плоскости.
Пионеры стиля, личности
Пионеры стиля, личности
В Bauhausе преподавали лучшие представители ХХ столетия: Иоганнес Иттен, Василий Кандинский, Пит Мондриан, Людвиг Мис ван дер Роэ. Школа просуществовала всего 14 лет, но стиль и идеи людей, которые свято верили в простоту формы и функционализма, сделали огромный вклад в культуру не только того времени, но и в дизайн и архитектуру современности.
Новаторские идеи представителей Bauhaus сводились к поиску простой формы для удовлетворения утилитарных и эстетических потребностей растущего общества потребления. Направление поиска шло от абстрактного к конкретному. Абстрактная живопись В. Кандинского находила реализацию в предметах быта и интерьера Марселя Брейера и Марианны Брандт.
Стиль Bauhaus сегодня
Стиль Bauhaus сегодня
Bauhaus и сегодня является символом смелых и функциональных разработок в искусстве, архитектуре и дизайне. Многое из того, что кажется нам самим собой разумеющимся в нашем окружении, является следствием революционных идей основателей Bauhaus.
Работы Bauhaus несут отпечаток увлечения кубизмом, разложением общей формы предмета на составляющие ее геометрические формы. Образцы, выполненные в стенах школы, отличает энергичный ритм линий и пятен, чистый геометризм предметов из дерева и металла.
Стиль Bauhaus исходит из идеи о том, что в пространстве все должно быть простым, современным и функциональным. Большую роль имеет цветовая гамма, в которую выкрашены стены: красный — приближает; голубой — отдаляет; в светлой комнате звуки громче, чем в темной. Светлые предметы кажутся легче, чем темные. При этом холодность традиционных материалов — стекла и металла — смягчает теплота дерева, фактура кожи и декоративные органичные элементы.