«Римлянин! Ты научись народами править державно —в этом искусство твое! — Налагать условия мира, милость покорным являть и смирять войною надменных!» (Вергилий «Энеида», I век до н.э.)
Стиль коллекции
Имперская классика
Творческий источник
Римская архитектурная ячейка
Величие Рима в кольце арены
Культ красоты
Одно из самых грандиозных сооружений Древнего Рима, дошедшее до наших дней – Колизей или Амфитеатр Флавиев – был построен в первом веке н. э. Строительство началось при императоре Веспасиане, а всего через 11 лет, в рекордно короткие сроки, амфитеатр был освещён его сыном Титом. Этот амфитеатр поистине стал гением римской инженерной мысли. Он вмещал около 55 тысяч зрителей, а кольцо арены стало не только местом гладиаторских боёв и представлений, но и ужасных массовых казней. Кроме того, система подземных коммуникаций, позволяла проводить даже реконструкции реальных морских сражений. Само же слово «Колизей» произошло от латинского «Colosseus» или «Сolosseum» — «исполинский». Однако не смотря на латинское значение, мы видим в слове «Колизей» знакомый древнерусский корень «коло», означающий «круг», «колесо». В современном русском языке этот корень можно встретить во многих словах: «колея», «колокол», «колоссальный» и конечно же «кольцо». Таким образом значение кольца становится метафорой, олицетворяющей власть, роскошь и величие Римской Империи, символом которой стал Колизей.
От Энея до Капитолийской волчицы
От Энея до Капитолийской волчицы
Эней — герой троянской войны и основатель первых римских городов. Именно ему в фильме «Троя» 2004 года вручает Парис (Орландо Блум) легендарный Меч Трои и просит вывести оставшихся в живых троянцев из павшего города и найти им новую Родину. После семи лет странствий, корабли Энея вошли в устье Тибра. На этих землях жили латиняне, которыми правил царь Латин. Эней женился на его дочери –Лавинии и объединил два народа – троянцев и латинян. Так возник великий римский народ. Хрестоматийная история рождения Рима, основанного потомками Энея – Ромулом и Ремом связана с одной из самых известных скульптур мира – Капитолийской волчицей (Lupa Capitolina) – бронзовой волчицей, вскармливающей молоком двух младенцев. Легенда рассказывает, что мать мальчиков, дочь свергнутого царя древнего города Альба-Лонга, родила двух близнецов, и, чтобы спасти детей от гибели отправила их в корзине по водам Тибра. Близнецов нашла волчица и вскормила своим молоком. Позже детей нашёл пастух, он дал им имена Ромул и Рем. Когда братья выросли, они решили основать город на том месте, где были вскормлены волчицей. Но у братьев случилась ссора и Ромул убил Рема. Позже Ромул основал город и дал ему своё имя Roma — Рим. Он стал первым из семи легендарных царей Рима, а датой основания города считается 754 год до нашей эры. Скульптура же Капитолийской волчицы, по мнению искусствоведов, была отлита во второй четверти V века до н.э. этрусскими мастерами, а фигуры мальчиков добавлены значительно позже, в XV веке итальянским мастером Антонио дель Поллайоло. Волчица в Риме считается «матерью римлян», а после перенесения скульптуры в Капитолийский дворец за ней закрепилось название - «Капитолийская волчица».
Право римской печати
Право римской печати
Римская империя тянулась от Ближнего Востока до Португалии и от Египта до островов древней Британии. В этом огромном межкультурном котле смешивались и переплавлялись национальности, религиозные верования, традиции, искусство, мода и… золото. Римляне никогда не скрывали свою тягу к роскоши и изыску. Страсть к украшениям была присуща всем сословиям. Как и у большинства древних народов, римские украшения выполняли функцию не только обереговую, но и социального маркера. Мужчины украшали руки золотыми кольцами, в которые вставлялись геммы и камеи из драгоценных и полудрагоценных камней. Такие кольца использовались в качестве личной именной печати. «Печатные» кольца носили на правой руке, на указательном пальце или мизинце. Оттиском драгоценного изделия подписывали документы, такая печать имела юридическую силу. Сенаторы и военные высших рангов имели право носить перстни – это была привилегия, получаемая за военные отличия. Воины Древнего Рима часто носили перстни-ключи. Ими открывались походные сундучки, в которых хранилось всё самое ценное. Подобные перстни были выполненные из долговечной бронзы. Если у мужчин наличие определённого кольца было показателем статуса и своего рода «паспортом», то женщины в большей степени надевали украшения ради самих украшений. Хотя именно древние римлянки ввели моду носить по несколько колец на одном пальце, дабы продемонстрировать свое высокое положение и достаток.
Ордер – значит порядок
Ордер – значит порядок
Архитектурный ордер от латинского слова ordo — строгий порядок. В классическом понимании ордером принято называть тип архитектурной композиции, состоящий из вертикальных колонн – пилястр и горизонтальных балок – антаблементов, а также верхней частью – капителью, часто интересно украшенной. Древнеримские архитекторы взяли за основу греческую модель строительства и максимально упростили её, сделав более функциональной, добавив к нему собственное новшество – систему конструкции арок и сводов. В широком смысле ордер стал абстрагированным символом рациональности и всепроникающего единства Римской империи. Стало возможно использовать ордер как символ власти, порядка, организованности и парадности. Универсализация базовой формы архитектурной конструкции – ордера, со временем ослабла и, ассимилировав черты национальных и местных художественных традиций, подчиняясь общему архитектоническому строю, превратилась из самостоятельной конструкции в декоративный элемент – римскую архитектурную ячейку. Она состояла из массивных опор, соединенных аркой, и приставленных к ним полуколонн, которые несут антаблемент, проходящий выше арки. Эта ячейка стала новой метафорой сочетания целесообразности и эстетической ценности. Самым грандиозным сооружением, где была применена система ордерных ячеек и стал Колизей. Вздымающееся на 45 м, внешнее кольцо здания раскрывалось через арки, обрамленные колоннами. Ордерные ячейки Колизея создают всю структуру образа амфитеатра своим ритмичным повторением. Многие сооружения Древнего Рима имели в своей основе ячейку: акведуки, рынки, термы, казармы. В этих архитектурных фантазиях нашли выражение черты бытовавшего в массовом сознании эстетического идеала и имперских амбиций.
Divide Et Impera! – Разделяй и властвуй!
Divide Et Impera! – Разделяй и властвуй!
Римские традиции стали культурным базисом для дальнейшего развития искусства всей Европы. Архитектурные постройки, вплоть до начала эпохи стекла и бетона, основывались на классических римских приёмах. Отголоски имперского стиля можно увидеть в планировке русских усадеб, римские портики украшают фасады во многих государственных зданиях сталинской постройки: такие как городские дома культуры, театры, здания университетов. В коллекции «Колизей» взят за основу ордер – римская архитектурная ячейка, изящно обыгранный современным дизайном, он оставил суть – красота в гармонии простых элементов, заключённых в чётко выверенные формы, которые отражают не только пристрастия визуальной культуры, но и мироощущение в целом. В римском наследии имеется, с одной стороны, структура, правдивая, реальная, утилитарная конструкция, скомбинированная для выполнения программы, начертанная хозяйской рукой; с другой стороны, в ней имеется оболочка, декорация, не зависящая от структуры, подобно тому как одежда независима от человеческого тела.